|
картине:
"Без точечной живописи не обойтись (...) в исполнении гладких поверхностей и
особенно
в изображении обнаженного тела, для чего она еще не применялась".
В последующие годы Сёра ставит перед собой задачу, создавая полотно за
полотном, доказать универсальность неоимпрессионизма, метода, который он к тому
же
еще более усовершенствует: наука о цвете будет дополнена наукой о линии.
Фенеону Сёра обязан своим знакомством с человеком по имени Шарль Анри,
который на этой стадии поисков художника сыграет в его творчестве такую же роль,
какую сыграл в начале его карьеры Шеврёль. Впрочем, Фенеон это предвидел; в
статье,
опубликованной в сентябре и посвященной дивизионистам, он заявил: "Вскоре общая
теория о контрасте, ритме и мере мсье Шарля Анри даст им новые и весьма
надежные
данные".
Тесно связанный с символистскими кружками, давний друг Кана и Лафорга,
которые находились под его влиянием - Кан публично ссылался на него, - Шарль
Анри
был одной из тех самобытнейших личностей, каких немало породила эта эпоха. Ему
двадцать восемь лет. У него удлиненный, худой и угловатый силуэт -
"фантастический",
говорит Лафорг, "странноватый", считает Синьяк. Светлые волосы, заостренная
бородка,
темносиние глаза. В его суждениях, как и в жестах, много живости. То он
появляется во
всем черном или во всем белом, то в костюме цвета резеды, в серой шляпе, с
галстуком
выцветшего розового тона и цветком в петлице 3. Но истинная оригинальность
Шарля
Анри крылась не в его причудливых одеяниях. Приехав в Париж; шестнадцатилетним
юношей, в возрасте семнадцати он пошел работать в Сорбонну библиотекарем. Его
эрудиция не уступала его любознательности. Он опубликовал массу научных трудов,
где
высказал новый взгляд на самые разные предметы, начиная от философии и кончая
математикой, от литературы до музыки и живописи, изучая поочередно или
одновременно
Мальбранша и происхождение так называемой "обусловленности" Декарта, технику
энкаустики или математические познания Казановы. Специализации для него не
существовало. Знание едино, и тотальная наука будет в состоянии объяснить как
эмоции,
вызываемые музыкой, так и колебания большинства в избирательном корпусе.
1 Со слов Гюстава Кана.
2 Это предположение, весьма похожее на истину, высказал Джон Ревалд.
3 Со слов Синьяка.
Шарль Анри мог бы стать обладателем всех дипломов. Но он ненавидел
экзамены;
он был натурой беспорядочной, подчиняющейся лишь своим прихотям, духовным
братом
своего друга Шарля Кро. "Нельзя заниматься математикой, - говорил он, - не
будучи
поэтом, иначе занимаешься этим как простофиля".
Полтора года назад, в августе 1885 года, он издал "Введение в научную
эстетику",
книгу, продиктованную занятиями, имевшими ту же природу, что и поиски Сёра.
"То, что наука может и должна сделать, - писал Шарль Анри, - это
распространить приятное в нас и вне нас... Она должна избавить художника от
колебаний
и бесплодных попыток, указав дорогу, на которой он может находить все более
богатые
эстетические элементы, она должна предоставить критике средства, позволяющие
быстро
распознать безобразное, часто не поддающееся определению, хотя и ощущаемое".
Опираясь на некоторые утверждения, высказанные Юмбером де Сюпервилем в
книге, которую читал и Сёра, "Эссе об абсолютных знаках в искусстве", Шарль
Анри в
том, что касалось живописи, пришел к определению физиологического воздействия
линий, а точнее, их направлений. Направления снизу вверх и слева направо
воспринимаются как приятные, то есть возбуждающие, стимулирующие; направления
сверху вниз и справа налево - как неприятные, затормаживающие. Также и цвета,
частично вследствие длины их волн, производят приятные ощущения (красный,
оранжевый, желтый) или вызывают грусть (зеленый, синий, фиолетовый). Научная
эстетика Шарля Анри имела целью установить точное соответствие между
направлениями
линий и цветами. Молодой ученый - "библиотекарь, которому, однако, недостает
пунктуальности", как говорится в его административных характеристиках, - занят
теперь
|
|