|
на полотне большого размера. "Мыс дю Ок" и "Маяк Онфлёра" являются одновременно
тщательно проработанными внушительными произведениями".
1 "Монитёр дез Ар", 18 февраля 1887 г.
2 Со слов Г. Шабо.
3 Ha основании сведений, сообщенных Синьяком почти полвека спустя
(см. "Неоимпрессионизм,
документы", 1934), считалось, что полотно, приобретенное ван Куценом, - это
картина Мыс дю Ок" Но
память изменила тут Синьяку. Коллекционер купил "Берег Ба-Бютен", что
подтверждается и каталогом
третьей выставки независимых в марте-мае 1887 г.
В суматохе тех бельгийских дней Синьяк, не преминувший воспользоваться
такой
прекрасной возможностью употребить свое усердие пропагандиста, неустанно
разъяснявший и отстаивавший стиль "нео" ("Я ухожу с выставки измученный", -
писал
он Писсарро), задумал проект экспозиции "передового" искусства, которая
объединила
бы в Париже дивизионистов, а также Одилона Редона и тех членов "Группы
двадцати",
которые, по его словам, "стоят ближе всего к нашим тенденциям", таких, как Тео
ван
Риссельберг, Вилли Финч, Дарио де Регойос, Франц Шарле, Вилли Шлобах... Он
поделился замыслом с Октавом Маусом и Писсарро. "Это было бы неплохо, -
высказал
свое мнение Писсарро, - а главное, не потребовало бы чрезмерных расходов". Но
Сёра
отказался. Вся эта суматоха казалась ему невероятно подозрительной; что
касается
рекламы "нео", то третья выставка независимых, которой предстояло открыться в
конце
марта, как нельзя лучше подходила для этих целей. Писсарро простонал: "Я
никогда не
смогу понять такое странное поведение". "Осторожность" Сёра поистине приводила
всех
в замешательство. Точно в живописи существует какой-то "секрет", помимо
"секрета его
собственного художественного чутья, который не так-то просто похитить"! "Если
это не
болезнь, то расчет, - писал Писсарро сыну Люсьену, - в любом случае глупость,
ибо это
не помешает искусству Синьяка и других художников объединиться в данном
движении".
Но можно ли переубедить Сёра?
Впрочем, после возвращения из Брюсселя Сёра никто не видел: он уединился
в
своей мастерской. Его дверь была закрыта для всех, кроме молодой темноволосой
женщины, невысокой еврейки.
Вот уже в течение нескольких недель художник пытался решить задачу, не
дающую ему покоя, едва он начал третью из своих больших картин. Маленькая
еврейка,
его натурщица, время от времени приходила в мастерскую и позировала для одной
из
обнаженных фигур, которые должны быть изображены на новом полотне.
Новое - это прилагательное обретает здесь подлинный смысл: действительно,
большие композиции не имели бы для Сёра значения, если бы каждая из них не
представляла новый этап, не означала бы очередной "победы над неизвестным" 1.
1 Верхарн.
В предыдущих произведениях Сёра трактовались исключительно сюжеты пленэра.
На сей раз он приступит к изучению интерьера и обнаженной женской натуры. И
делает
это с двояким намерением: так, померившись силами с импрессионистами в
изображении
пленэрных сцен, он возьмется за один из основных жанров академизма и в то же
время
опровергнет аргументы некоторых критиков, утверждавших, что "камень
преткновения"
дивизионизма - это "ню и прежде всего изображение человеческой фигуры" 1.
Метод дивизионизма годился и для изображения обнаженного тела и,
несомненно,
подходил для этой цели даже больше, чем для любой другой, что отметил, между
прочим,
Фенеон в своей первой статье, опубликованной восемь месяцев назад. Есть в ней
одна
фраза, которую, возможно, подсказал Фенеону Сёра 2, думая о своей будущей
|
|