|
заклятым врагом "нео". С какой стати он принялся убеждать Ван Гога - Синьяк
часто
виделся с ним в Аньере - в необходимости перейти на точечную манеру, в ходе
нескончаемых и бурных дискуссий пытаясь добиться от него неукоснительного
соблюдения законов цвета? "Всякая плоть есть гнилая трава", - сказал Исайя.
Идеи -
это та же подверженная гниению плоть. Выпущенные в мир, они обречены на
органическую гибель, которую несет в себе все сущее. Они тоже имеют отношение к
беспорядку жизни и ее стремительному движению. Подхваченные идеи измельчаются,
перемалываются, словно волнами, искажаются и, поскольку каждый черпает в них
лишь
то, что ему подходит, теряют силу по мере своего распространения.
Сёра замкнулся в себе. Вокруг он видел судорожно суетившихся мошенников и
плутов, гонявшихся за клиентами мазил, готовых устремиться туда, где можно хоть
чем-
то поживиться. Его метод - это его метод, он не принадлежит никому другому.
Иногда,
одолеваемый собственнической и подозрительной страстью, он подумывал даже о том,
чтобы прекратить участие в выставках. Как и жизни, течение которой замирает на
его
полотнах, он хотел бы придать идее, определяющей его творчество, неподвижность
вечности. Не питал ли он смутную надежду сделать из этого творчества,
задуманного и
воплощаемого с непоколебимым упорством, уникальный памятник, в котором
завершилась бы эволюция живописи вообще, в котором она обрела бы свой конец и
свою
вечность?
Странный человек этот Сёра! Мистик и одновременно расчетливый инженер,
обуреваемый хладнокровным исступлением, безумным порывом к невозможному, обычно
создающим гениев или сумасшедших с манией величия, порождающим одно из тех
чудовищных растений, благодаря которым находит себе оправдание гордыня
человеческого муравейника. Странный, странный Сёра! Писсарро, художник, не
склонный к мудрствованиям, который был бы счастлив довольствоваться работой
честного ремесленника, чтобы прокормить себя и своих близких, по-прежнему
озадачен
поведением младшего товарища. "Не правда ли, обидно, что Сёра - как бы это
сказать -
так болен?" Писсарро не способен постичь причины его поведения и, кажется, вряд
ли
был бы изумлен сильнее, доведись ему общаться с жителем Сатурна. Писсарро сбит
с
толку, и общение с этим "незнакомцем", психология которого не поддается
объяснению,
вызывает в нем что-то вроде страха. Как и Синьяк и большинство его товарищей,
он
принимает крайние меры предосторожности по отношению к Сёра, следя в первую
очередь за тем, чтобы каким-нибудь пустяком не возбудить его подозрительности.
Когда
Дюран-Рюэль, отправляясь в Америку, попросил Писсарро написать справку о
дивизионизме, последний, посылая ему текст, не преминул уточнить:
"Если Ваш сын подготовит публикацию на эту тему, я хотел бы, чтобы он
четко
дал понять, что именно мсье Сёра, художник весьма незаурядный, был первым, кому
пришла эта идея и кто применил научную теорию на практике, предварительно
глубоко ее
изучив. Я же, как и мои коллеги Синьяк и Дюбуа-Пилье, лишь последователи Сёра.
Надеюсь, Ваш сын соблаговолит оказать мне эту услугу, за которую я буду
поистине ему
признателен".
13 января 1887 года Сёра доверил некоему Форо семь картин, которые тот
должен
был увезти в Брюссель на выставку "Группы двадцати". К уже известным работам -
"Гранд-Жатт", две картины Гранкана (среди них и "Мыс дю Ок"), выставлявшиеся на
улице Лаффит и у независимых, а также "Уголок гавани", показанный в Салоне
независимых и купленный Верхарном, "Маяк и больница", "Берега Ба-Бютен",
представленные на выставке в Нанте, - он добавил только одно новое полотно -
"Устье
Сены", написанное в Онфлёре при заходящем солнце.
Через три недели и сам Сёра прибыл вместе с Синьяком в Брюссель на
вернисаж.
В среду, 2 февраля, сразу после открытия выставки в 14 часов, Дворец
изящных
искусств заполнила толпа в несколько сотен человек. Публика, среди которой
много
|
|