|
года?
Мейссонье. - Разбогател на каких-то сомнительных сделках: торгует
маленькими полотнами, как
торгуют несовершеннолетними девочками. Его девиз: "Рисуем на улице". Лупа,
терпение человека,
работающего с микроскопом, невыносимая скучища, зашоренный ум и гардероб из
карнавальных костюмов;
Руабе, Доминго и многие другие также позаимствовали этот инвентарь мастерских и
весьма преуспели в
изготовлении еще более дурных подражаний Мейссонье..."
В других статьях речь идет о Дега, Форене, Писсарро (творчеству Писсарро
периода до "нео" дана
такая оценка: "Импрессионистический огородник. Специалист по капусте"), Родене..
. Абзац, посвященный
Дега, заслуживает того, чтобы его процитировать целиком:
"Дега. - Ляжка, цветок, шиньон, прыжки балерин во взлете пачек; нос
пожарного, скакуны и
жокеи, мчащиеся по зеленому фону; рука модистки в трепете перьев и лент;
раскрашенные восковые
фигуры, совсем живые. Безошибочная кинематика. Подмеченное плутовство
искусственных источников
света. Выразил современность".
Чуть позже, в ноябре, Сёра удостоился лестного для него визита. Художника
посетил молодой бельгийский поэт Верхарн, который с таким интересом изучал
полотна
на улице Лаффит. Секретарь "Группы двадцати" Октав Маус также побывал на улице
Лаффит и задался вопросом об истинной природе дарования автора "Гранд-Жатт":
кто он
- "мессия нового искусства" или "хладнокровный мистификатор"? "Безусловно, это
личность, но какого свойства?" В статье, написанной им для "Ар модерн" - первой
появившейся в Бельгии, где говорилось о Сёра, - Маус, поделившись своими
сомнениями, в заключение высказался в пользу молодого художника:
"Мистификация? Нет, мы так не думаем. Несколько пейзажей, нарисованных с
использованием одного и того же приема... выдают художественную натуру,
обладающую
необыкновенной способностью к разложению феноменов света, проникновению в их
призму, передаче при помощи простых, но искусно сочетаемых средств их
сложнейших и
интенсивнейших эффектов. Мы воспринимаем мсье Жоржа Сёра как искреннего,
вдумчивого, наблюдательного художника, который впоследствии будет оценен по
достоинству" 1.
1 "Ар модерн", 27 июня 1886 г. Статья появилась без подписи.
Вдохновители "Группы двадцати", в частности Эдмон Пикар, постоянно
озабоченные поиском новых талантов, решили обратиться к Сёра с предложением
принять участие в их следующей, четвертой выставке, которая откроется 2 февраля
в
Брюсселе во Дворце искусств. Официально созданная три года назад, в январе 1884
года,
почти одновременно с Обществом независимых (с разницей всего в несколько
месяцев),
"Группа двадцати" ставила своей целью ежегодное проведение выставок, а также
организацию конференций и концертов. На ее выставках экспонировались
произведения
не только самих членов группы, но и некоторого числа приглашенных художников,
как
правило иностранцев. Поэтому за предыдущие годы "Группа двадцати" представила
вниманию публики работы Моне, Ренуара, Родена, Монтичелли, Одилона Редона,
Уистлера, Фантен-Латура, Раффаэлли, Бракмона... Группа нисколько не чурается
дерзких
открытий, напротив, она сознательно стремится к ним, желая идти в ногу со
временем.
Вполне понятно теперь, почему с предложением от ее имени к Сёра приехал поэт
Верхарн. Сёра дал согласие. Впрочем, в Брюсселе он окажется в обществе Писсарро,
который также получил приглашение от "Группы двадцати".
Застенчивость Верхарна и молчаливость Сёра не способствовали их
оживленной
беседе при встрече. Однако поэт доставил художнику иную радость. Он заявил, что
"Уголок гавани" его восхищает, и купил картину: так Сёра впервые в жизни продал
свою
работу. Придавая названиям полотен не меньшее значение, нежели всему остальному,
на
обороте холста голубой пастелью он написал: "Уголок гавани (Онфлёр)". Это "не
просто
уголок какой-то гавани", - уточнит он позже в письме к Верхарну.
|
|