|
его так неправильно понимали. Сам он взвешивал каждое свое слово, поэтому любое
неприятное высказывание в его адрес причиняло ему боль. Неоимпрессионизм, как
никогда раньше, подвергается резким нападкам. В номере за ноябрь-декабрь
журнала
"Ревю эндепандант" Теодор де Визева обвиняет "нео" в "неискренности", признавая
за
ними лишь "внешние" качества "манерных виртуозов".
До Сёра постоянно доходили отзвуки такого враждебного отнотения к новой
живописи. Точка "шокирует" гравера Бракмона. Шоке, коллекционер картин Сезанна,
"не
выносит" дивизионизма.
Из-за "нео" отношения Писсарро с его старшими товарищами импрессионистами
вконец расстроились. Моне "жалел" его за то, что он оказался втянутым в эту
авантюру.
Ренуар, который прозвал Писсарро за перемены в его творческой эволюции
"Боттеном от
импрессионизма", при встрече с ним насмешливо произносил: "Здравствуйте, Сёра!"
1 Но
Писсарро не оставался в долгу: чего стоят последние творения Моне? Месиво белил,
смешивающееся с зеленым веронезом и желтым, и абсолютно беспомощный рисунок". А
последние картины Ренуара с их энгровской фактурой? Они отвратительны! Писсарро
торжествует: эти ренуаровские опусы не нравятся и Дюран-Рюэлю, "ну совершенно!
".
Правда, пуантилистские полотна самого Писсарро торговец ценит не выше.
В кафе "Новые Афины", где раздается грубый голос Гогена, завсегдатаи, и
среди
них первый Дега, поносят Сёра и его друзей, этих "юнцов-химиков", как их
презрительно
именует Гоген. Летний инцидент с мастерской Синьяка не забыт. Однажды вечером,
в
конце ноября, когда Сёра сидел за столиком вместе с Писсарро, Синьяком и Дюбуа-
Пилье, по этому поводу разгорелся спор, и Гоген, неожиданно вскочив с места, не
подав
никому руки, удалился прочь.
Неприятные эмоции, переживаемые Сёра из-за этих критических выступлений и
конфликтов, до какой-то степени сглаживались радостными событиями. В последние
дни
октября Феликс Фенеон опубликовал брошюру "Импрессионисты в 1886 году", в ней
были собраны его статьи, опубликованные им в "Вог" и восхваляющие
неоимпрессионизм. Мимолетное, но решающее появление трудов Ф. Ф. на прилавках
книжного магазина оказалось, впрочем, единственным, на которое он согласился
пойти за
всю свою жизнь, не считая его сотрудничества в "Малом Боттене по литературе и
искусству", изданном анонимно в начале того же 1886 года 2.
1 Со слов Табаранта.
2 Другими редакторами этого "Малого Боттена" были Поль Адан, Жан
Мореас и Оскар Метенье. На
страницах издания были помещены статьи о ряде художников, в частности о Сёра,
Синьяке и Дюбуа-Пилье,
к которым Ф. Ф. уже раньше привлекал внимание публики. Многочисленные статьи
касались творчества
академиков и были написаны в ироническом и безжалостном стиле:
"Аббема (Луиза). - Ее фамилия рифмуется с фамилией Хоббема. А с чем
рифмуется ее талант?
Бонна. - Художник. С поразительной точностью портретирует рединготы.
Рекомендуется в
качестве рисовальщика рекламных проспектов для заведений, поставляющих парадные
мужские костюмы.
Эдуар Детай. - Маленькие цинковые солдатики всех родов войск. Коробки по
50, 100 и 150 штук;
неядовитые краски. В прошлом аджюдан 6-го стрелкового полка.
Жервекс. - Кое-что значил; но, будучи осторожным по натуре, вскоре
раскаялся.
Эннер (Ж.-Ж.). - Рисует лишь персонажей без покровов и сквозь
зеленоватую воду ванны. Не для
того ли, чтобы поощрить своих современников к использованию гидротерапии?
Лоренс (Ж.-П.). - Реставрирует кирпичную кладку Меровингов и покрывает
побелкой
исторические мумии. Прокопченная каторжным трудом кожа этого старого
чернорабочего перестала
воспринимать смену времен года: не этим ли объясняется тот факт, что персонажи
его картины "Смерть
святой Женевьевы", находящейся в Пантеоне, дети и девушки, бродят совершенно
раздетые в январе 502
|
|