|
Прежде чем взяться за решение новой задачи - а она станет предлогом для
начала
работы над третьим полотном большого размера, - необходимо завершить картины,
привезенные из Онфлёра, а кроме того, вернуться к "Купанию", картине,
привезенной
Дюран-Рюэлем из Нью-Йорка в июле, чтобы переписать ее в точечной технике.
По возвращении в Париж: Сёра приступил к окончанию "Берега Ба-Бютен" и
"Маяка и больницы", рассчитывая, что успеет послать их на выставку, которая
должна
была пройти в Нанте с 10 октября по 30 ноября и на которую он был допущен
(сперва
вопрос о кандидатуре Сёра был "отложен") вместе с Синьяком благодаря
вмешательству
Писсарро. В ближайшие месяцы он завершит онфлёрские полотна, попутно
воспользовавшись последними погожими днями, чтобы начать в знакомом для него
теперь месте небольшой пейзаж: с видом берегов Сены - "Мост в Курбвуа" 1. И
хотя
покрытие точками каждого из участков полотна требовало длительных усилий, Сёра
выкраивал время для многочисленных рисунков.
1 В настоящее время находится в Институте Курто в Лондоне.
Очень часто вечером, наскоро поужинав, он шел порисовать в то или иное
кафе-
концерт: увеселительные заведения возникали одно за другим в Париже тех лет.
Все
сильнее манили его к себе "великолепие ночи", богатство и разнообразие тонов,
создаваемых искусственным освещением, обрамленные ярким светом тени. Куда бы он
ни
заходил: в элегантный зал "Эдем-концерт", имеющий вид беседки для влюбленных,
или в
простой кабачок, тесный и сумрачный, как "Гэте-Рошешуар", где преобладали
шиньоны и
фуражки и где певцы и декламаторы обходили присутствующих, собирая с них дань,
или
в такое оригинальное "заведение", как "Японский диван", поражавший своим
причудливым японским колоритом (кимоно официанток, шелковые панно на стенах,
колокольчики на газовых фонарях, бамбуковая мебель, лакированные изделия), или
в
"Европейский концерт", или цирк Фернандо, задерживался ли перед ярмарочной
палаткой, - делал он это всегда не из интереса к самому зрелищу или из обычного
любопытства, а для того, чтобы зафиксировать результаты своих наблюдений,
дозируя,
противопоставляя друг другу и сочетая белые, черные, серые тона; и, лишь
полностью
исчерпав возможности анализа, он уходил, нередко поздней ночью, к себе в
мастерскую,
шагая своей размеренной походкой.
Однажды Жюль Кристоф сравнит его с Робеспьером: он "верил в то, что
говорил
(хотя говорил редко), а значит, и в то, что делал".
Эта всеобъемлющая, абсолютная вера, переполнявшая Сёра, делала его крайне
чувствительным в контактах с внешним миром, в столкновениях незащищенного и
чистого мира художника с миром повседневности. Люди, подобные Сёра, по
наивности
своей надеются, что их поступки встретят всеобщее одобрение, полагая, что все
похожи
друг на друга, то есть похожи на них самих, имеют одну и ту же шкалу ценностей,
одинаково мыслят, одинаково оценивают явления, одинаково ведут себя. Между
индивидами, умами, человеческими характерами, в этом они глубоко убеждены,
существуют лишь различия в степени, градации от бледного к яркому, от
посредственного
к исключительному. И каким же тяжелым бывает для них разочарование, когда
жизненный опыт открывает им противоречивость мира, смешение вкусов, устремлений,
не согласующихся между собой проявлений воли; мира, в котором то, что для
одного
представляется непреложной истиной, для другого просто немыслимо или ничтожно
либо
является объектом насмешек; мира, где все беспорядочно соединяется и
разъединяется,
являя собой хаотическую игру желаний, соперничающих друг с другом сил, страстей,
эгоизма. Таков этот мир и для Сёра.
Всякий раз, когда ему случалось читать статьи, в которых речь шла о нем и
которые присылало ему специальное агентство, он приходил в раздражение оттого,
что
|
|