|
терзает, гильотинирует".
С технической частью своей статьи, опубликованной в "Ар модерн", Фенеон
ознакомил Писсарро. Последний предпочел бы, чтобы Ф. Ф. обратился к Сёра. "Но
это
невозможно", - отрезал Фенеон. Чем больше шума возникает вокруг "нео", тем
более
подозрительным становится Сёра. Не испытывал ли и сам Писсарро чувств, подобных
тем, которые одолевали его молодого товарища? "Я боюсь, что она слишком хорошо
все
объяснит, - писал он Люсьену по поводу статьи Ф. Ф., - как бы нас не надули
художники".
В конце августа состоялись торжества по случаю столетия Шеврёля. На
банкете в
его честь председательствовал генерал Буланже. Со дня парада 14 июля, где он
гарцевал
на своей лошади по кличке Тунис, "бравый генерал" приобрел огромную
популярность и
теперь повсюду произносил речи. В личном деле Фенеона, его подчиненного по
службе в
военном министерстве, генерал отметил: "На него можно положиться".
III
ТАЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ
...Зная обо всем, что о нас разносит Речей
неясный шепот.
Анри де Ренье
2 декабря Сёра пойдет двадцать восьмой год. Он создал две крупноформатные
картины размером по шесть квадратных метров - "Купание" и "Гранд-Жатт" - и
несколько более мелких полотен: "Пейзаж Гранд-Жатт", "Сена в Курбвуа", марины
Гранкана, а также в той или иной степени проработанные марины Онфлёра.
Так выглядел осенью 1886 года фундамент творения, которое он возводил,
проявляя непреклонную волю. Творения, по сути, уже созданного, к нему
добавлялись
только те новые элементы, которые были обусловлены самой логикой строящегося
здания. Творения, не существовавшего исключительно в себе, но служившего
примером и
доказательством, когда любое его приращение означало некую победу, расширение и
углубление доктрины, еще чуть больше утверждало, благодаря выверенному
искусству,
факт подчинения разуму смутного, инстинктивного, произвольного, того, что было
в
живописи подобием буйно распространяющейся анархии жизни.
"Если я сумел научным путем вывести в живописи закон цвета, то не смогу
ли я
разработать в ней, - спрашивал себя Сёра, - другую систему, столь же логичную и
научную, которая позволила бы мне привести к гармоничному единству линии
картины,
подобно тому как мне удалось согласовать на ней оттенки цвета?"
На этот вопрос Сёра с кистью в руке пока еще не в состоянии дать ответ.
Чтобы построить здание своего искусства, ему приходилось вести борьбу не
только
в творчестве, но и в повседневной жизни. Дело не сводилось лишь к тому, чтобы
освободить свой досуг от всего, что не было непосредственно связано с
творческим
процессом; сам этот творческий процесс он сознательно выстраивал, не позволяя
себе
никаких передышек, шаг за шагом продвигаясь к поставленной цели, разделяя объем
работы на ряд последовательных задач, выполняя каждую из них с размеренной
поспешностью, тщательно и кропотливо, не упуская из виду ни одной мелочи, и
переходя
к очередному этапу только после того, как завершен предыдущий, полностью
сосредоточиваясь уже на новой цели, - и так он трудился без остановок, связывая
одну
задачу с другой, с ясным пониманием того, чем он будет заниматься через месяц,
через
полгода, через год или два, набрасывая программу последующих задач, подсчитывая,
сколько времени уйдет на их осуществление, и заранее зная, какие новые
территории он
присоединит к своим владениям, своему царству вне времени, которое приходится
день за
днем у этого времени отвоевывать, прилагая неустанные усилия.
|
|