|
царящие на
пристанях, очевидно, мало подходят для кропотливой манеры Сёра.
1 Он писал: "Йонгкинд первый отказался от плоской живописи, разложил
свои цвета, довел деление
мазков до бесконечности и сочетанием разнообразных почти чистых элементов
достиг колорита редкой
красоты".
2 Это полотно, которое Сёра, однако, считал "оконченным", в
настоящее время находится в Музее
Крёллер-Мюллера в Оттерло (Нидерланды).
Все это мешает его работе, но не прерывает ее вовсе. Он начал с полдюжины
полотен: "Вход в порт", "Часть мола" (в пасмурную погоду), "Берег Ба-Бютен",
"Устье
Сены" (в сумерки), этюд с изображением больницы Онфлёра и соседствующего с ней
маяка 1. Сёра трудится то над одним, то над другим из этих полотен,
"пуантилируя" с еще
большей точностью, чем раньше. На этих берегах или пристанях ни одного силуэта
- ни
купальщика, ни моряка, ни прохожего. Единственные "живые" существа здесь - это
несколько судов - парусники или пароходы. Линии набережных, молов, маяков и
мачт
вносят в композиции строгую геометрию, которая усиливает завораживающее
своеобразие этих лишенных людей сцен.
Они - отражение жизни самого художника, в ее течение, кажется, не
вмешивается
ничто, кроме упорных непрекращающихся раздумий над живописью. Сёра общается,
пожалуй, с одним Синьяком, которому он изредка посылает лаконичные письма, их
назначение - "поддерживать огонь". На его лице иногда появляется улыбка, стоит
ему
прочесть заметку в газете, где "нео" именуют "ташистами"... Но какая же
потаенная
суровость должна была владеть душой этого одиночки? "Будем снова пьянеть от
света,
это утешительно" - так заканчивает он одно из своих писем Синьяку.
В первых числах августа он подводит итог своей работе в Онфлёре. Ни одно
из его
полотен еще не окончено, ни одно "не удовлетворительно", за исключением "Уголка
гавани", к которому он больше не вернется ("Посмотрю, как он будет выглядеть в
раме").
По возвращении в Париж Сёра завершит свои произведения, посвятив им недели,
даже
месяцы работы в мастерской.
Прежде чем покинуть Онфлёр, он все же вновь вернется к теме кораблей у
причала
и нарисует пришвартовавшийся пароход "Мария" 2.
1 Ныне эти пять картин являются собственностью (в порядке
перечисления): Фонда Барнза
(Мерион, США), Музея Крёллер-Мюллера (Оттерло, Нидерланды), Музея Турнэ, Музея
современного
искусства в Нью-Йорке, Национальной галереи в Лондоне.
2 В настоящее время картина находится в Пражской национальной
галерее.
В пятницу вечером 13 августа - "Мне, такому суеверному, прямо-таки
повезло!"
- он отбудет в Париж, где через неделю должна открыться вторая выставка
независимых,
которая продлится с 20 августа по 21 сентября.
Группа художников, соперничающая с Обществом независимых, продолжала
бурную деятельность: в то же самое время, а главное, в тех же бараках Тюильри,
где
Общество собиралось показать работы своих членов, она планировала открыть свою
выставку. Группа займет левую сторону, Общество - правую, и входы на обе
выставки
будут располагаться рядом друг с другом. Это могло вызвать неразбериху.
И действительно, после торжественного открытия выставок люди, пришедшие
на
улицу Тюильри, могли подумать, будто очутились в одном из оживленных кварталов
Парижа, где зазывалы из лавок готового платья пытаются перехватить друг у друга
клиентов. Как только появлялся какой-нибудь посетитель, на него буквально
набрасывались и оглушали с обеих сторон, стараясь перекричать один другого,
конкуренты: "Сюда, сюда! Здесь выставлены истинные независимые, вы увидите
лучшие
их картины! " Чаще всего посетитель, окончательно сбитый с толку, не знал, куда
ему
идти.
|
|