|
завел Гоген, он это умеет".
13 июня вышла статья Фенеона; выставка закрылась 15-го; 16 июня художники
сняли со стен свои картины и расстались друг с другом, "вернее, разбежались во
все
стороны, как трусы", - писал Сёра. Для последней в ряду выставок, которые в
течение
двенадцати лет служили вехами в истории импрессионизма, такой финал, разумеется,
был
печальным, но в то же время и достаточно символичным. Через два дня, 18 июня,
произошло событие - вернее, недоразумение, - из-за которого художники
окончательно
разошлись.
В ту пятницу, вечером 18-го числа, Сёра узнал от Писсарро в кафе "Новые
Афины", что Гоген проник в мастерскую Синьяка, чтобы порисовать, и собирался
вернуться туда на другой день. Этот "поступок" взволновал обоих; они
действительно не
знали, что Гогену такую возможность любезно предоставил сам Синьяк. Писсарро, и
так
уже настороженно относившийся к Гогену, считал, что тот позволил себе
"бесцеремонность матроса". В субботу Сёра предупредил об этом Синьяка и дал
распоряжение консьержу своего друга никого не пускать в его мастерскую.
Взбешенный
Гоген направил Синьяку ядовитое письмо: "Я человек невоспитанный и
неделикатный; вы
поистине проявили редкую доброту, приняв с моей стороны подобную
бесцеремонность.
Именно так сказал мсье Сёра Писсарро и Гийомену... Как художник я могу
испытывать
колебания и быть недостаточно сведущим, но как человек светский я никому не
позволю
грубо обходиться со мной". Истина в конце концов восторжествует, но слишком
поздно,
чтобы пересмотреть вконец подорванные отношения. Ни Гоген, ни Гийомен не примут
участия в выставке независимых. А дивизионизм станет для Гогена предметом
саркастических высказываний.
Как и в прошлом году, Сёра проведет некоторое время на нормандском
побережье.
В воскресенье 20 июня он отбыл в Онфлёр, о котором ему, возможно, рассказывал
Анри
де Ренье, уроженец тех мест.
С начала века Онфлёр привлекал к себе художников, их пленяли виды,
открывавшиеся в устье Сены. Имена Коро, Диаза, Курбе, Арпиньи, Труайона,
Добиньи
принесли славу постоялому двору в местечке Сен-Симеон, получившем название
"нормандского Барбизона" и расположившемся на середине склона побережья Грас,
вдоль дороги, ведущей в Трувиль. В Онфлёре работал, в частности, Йонгкинд,
"восхитительный предшественник" импрессионистов, по выражению Синьяка 1. Здесь
родился и другой великий предшественник, Буден, чью ловкость в передаче
"метеорологических красот" в "сотнях пастельных этюдов, написанных на берегу
моря и
под чистым небом", превозносил Бодлер. Рисовали здесь и Моне, Сислей, Базиль.
"Здешние места - это рай, - писал Базиль, которого летом 1864 года увлек с
собой в
Онфлёр Моне. - Нигде больше не увидишь таких тучных лугов и таких красивых
деревьев; повсюду бродят коровы и резвятся дикие лошади. Море, а скорее,
невероятно
широкая Сена, являет собой дивный горизонт для огромной массы зелени..."
Живописность Онфлёра, с его старой гаванью, церковью Св. Екатерины,
особняком королевского наместника, хорошо известна. Сёра - он живет у акцизного
чиновника мсье Элуэна на улице де Грас, 15, - не ограничивается этими
"достопримечательностями". Он прогуливается по набережным или побережью,
вглядываясь в море, которое кажется ему какого-то неопределенного серого цвета,
"даже
при самом ярком солнце и голубом небе". Барометр показывает на хорошую погоду.
Сёра
делает пока наброски, чтобы "освоиться".
В этом году он работает более настойчиво, чем прошлым летом в Гранкане.
Он
хотел бы привезти из Онфлёра достаточно большое количество полотен, и ему не
терпится взяться за них. Но едва он начинает несколько марин, как возникают
препятствия. В начале июля поднимаются ветры, небо часто заволакивают тучи, и
Сёра не
может наблюдать за изменением оттенков. Еще одна неприятность: начав рисовать
уголок
гавани с судами у пристани, он через восемь дней вынужден оставить холст на
стадии
проработанного эскиза, потому что суда снялись с якоря 2. Суета, движение,
|
|