Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Перрюшо Анри :: Анри Перрюшо - Жизнь Сёра
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 
наклонена вправо. Вспоминая позднее о своем умершем друге, Аман-Жан скажет о 
его 
красоте и сравнит Сёра со "Святым Георгием" Донателло.
      Спокойствие Сёра, его размеренные жесты делают еще более гармоничными 
пропорции тела и лица, озаренного ласковыми, полными нежности глазами. Его 
темные, с 
рыжеватым оттенком волосы вьются над высоким и открытым лбом. Сёра похож на тех 

юношей, которые, кажется, созданы для того, чтобы обольщать женщин. Однако он и 
не 
помышляет об этом и едва ли замечает задерживающиеся на нем взгляды.
      Ему семнадцать лет, но он уже целиком охвачен своей всепоглощающей 
страстью. 
Рассуждения Шарля Блана произвели в нем необратимые изменения, что-то 
сдвинулось, и 
со всей ясностью встал вопрос, вне которого ничто, буквально ничто более не 
имеет для 
него смысла. Этот вопрос - средоточие, центр его жизни, к которому все сходится 
и из 
которого все исходит. Мир отступает на второй план; он сведен теперь к этому 
вопросу, 
ждущему ответа, а именно: нахождение принципов композиции, столь же четких, как 
и 
математические законы, благодаря которым родилось бы искусство, избавленное от 
эмпиризма, от анархии чувств, развивающееся в соответствии с неопровержимой 
логикой.
      Едва ему исполнилось шестнадцать (а это произошло несколько месяцев 
назад), 
как Сёра начал рисовать, одержимый этой идеей 1. Он лишен какой бы то ни было 
творческой импульсивности; все подчинено его разуму. Если одержимость ставила 
молодого художника в особое положение, то достаточно необычный ход его 
размышлений, возможно, способствовал еще больше обособленности Сёра. Как 
правило, 
люди обладают либо аналитическим, либо синтетическим умом. Эти интеллектуальные 

качества почти несовместимы. Но все же у некоторых индивидов они вполне 
уживаются 
друг с другом. Таков и Сёра. Он обладает весьма редким образом мышления, 
позволяющим углубляться в изучение любых частностей и в то же время быстро 
включать 
их в состав целого. Трудно представить, что такого рода ум, способный 
классифицировать 
явления по мере их усвоения, мог бы существовать без наличия исключительной 
памяти, 
сочетающейся к тому же - и это вполне понятно - с незаурядным вниманием. Память 

Сёра не может не поражать. Ничто из прочитанного, выученного или увиденного он 
никогда не забывает; его зрительные воспоминания настолько точны, что позволяют 
ему 
мысленно воссоздать картину, которую он когда-то пристально изучил, вплоть до 
ее 
мельчайших цветовых оттенков.
           1 Его первые этюды утрачены. Очевидно, Сёра их уничтожил.
      
      Пока же он работает в основном над техникой рисунка, копирует "Ричарда 
Саутвелла" Гольбейна, этюд руки Пуссена, фрагменты "Апофеоза Гомера" Энгра, 
делает 
этюды с обнаженных натурщиков. Чаще всего Сёра прибегает к сугубо линейной 
форме 
- сказывается влияние на него классического мэтра Энгра.
      Слышал ли Сёра о Мане и Салоне отверженных - последний к тому времени 
просуществовал уже четырнадцать лет - или об импрессионистах, которые в том, 
1877 
году организовали свою третью коллективную выставку? Сказать об этом с 
уверенностью 
нельзя. Скорее всего - вряд ли. Должно быть, он ничего не знал о революции, 
которая, 
будучи направленной против академизма и дурных последователей Энгра, 
совершалась 
тогда в живописи. Революция... Да! Безусловно это то самое словечко, которое 
юноша, 
влюбленный в порядок и питающий отвращение к фантазии в любой области, даже в 
одежде, очевидно, произносил нечасто. Всегда строго одетый, тщательно 
застегнутый на 
все пуговицы, почти всегда в черном, он ничем не напоминает расхожий образ 
художника. В нем нет ничего от начинающего мазилы-фрондёра. Но если порывы и 
волнения молодости ему чужды, то это отнюдь не следствие конформизма. Он 
склонен 
скорее не подчиняться, а противостоять. Живописи, о которой мечтает Сёра, 
точной, как 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-