|
пехотные части и выполнял теперь свои обязанности с привычной для него
дотошностью.
На стенах своего кабинета в министерстве, между рядами зеленых папок, он
повесил несколько работ импрессионистов. Кое-кого из своих коллег Фенеон обучал
тому, как "быстренько накропать сонет" 1. Позднее, когда покушения анархистов
потрясут Францию, в этом же самом кабинете будут обнаружены детонаторы и
пузырек с
ртутью...
"Всякое новшество, прежде чем оно окажется воспринятым, - говорил Ф. Ф.,
-
требует гибели множества глупцов. Мы очень хотели бы, чтобы это произошло как
можно
раньше. И в этом пожелании нет ничего от милосердия, оно всего лишь практично"
2.
1 Гюстав Кан.
2 "Ар модерн", 20 января 1889 г.
Благодаря Фенеону Сёра оказался вовлеченным в бурное течение культурной
жизни, характерной для 1886 года.
Фенеон познакомил его, а также Синьяка со многими писателями, поэтами,
критиками; по вечерам они собирались то тут, то там, в помещениях небольших
литературных журналов, в частности в редакции "Вог", или в увеселительных
заведениях
- "Английской таверне", пивной "Гамбринус", "Восточном кафе". Всем им было по
двадцать - тридцать лет. и озабочены они были поиском новых выразительных
средств в
литературе и изобразительном искусстве. Отвернувшись от натурализма Золя, равно
как и
от "Парнаса" и произведений Гюго, скончавшегося в прошлом году, они были готовы
аплодировать художникам, чьи концепции казались им похожими на их собственные
теории. Только что появились в печати первые верлибры, "изобретателем" и
теоретиком
которых был близкий друг Фенеона, директор "Вог", Гюстав Кан.
Живой, невысокого роста, дерзкий спорщик, человек легко увлекающийся,
рассказчик столь же блестящий, сколь и неистощимый, Кан - кстати, он был
ровесником
Сёра - тотчас пополнил ряды поклонников художника.
"Помимо того что мы считали своим долгом, - напишет он, - вести борьбу за
новые идеи, было для нас и еще нечто... привлекательное, что казалось нам
созвучным
нашим усилиям, - это та степень статики, тот поиск возможности высвобождения
абсолюта, которые характеризовали искусство Сёра... Нас привлекала математика
его
искусства. Возможно, юношеский задор заронил в нас почти уверенность в том, что
его
опыты с линией и цветом дают четко обозначенные точки соприкосновения с нашими
теориями стиха и фразы. Теория прерывности вполне могла иметь некоторое родство
с
теорией оптического смешения цветов. И художники, и поэты приходили в восторг,
склонные воспринимать это именно так".
В кругах молодых литераторов, пребывавших в постоянном брожении, где за
последние два года возникло множество журналов, впрочем весьма недолговечных,
Сёра
и неоимпрессионистов встречали с большой предупредительностью, во всяком случае
с
немалым любопытством. Поль Адан, который в прошлом году подвергся гонениям за
публикацию романа "Безвольная плоть", признанного чрезмерно натуралистичным,
продолжал проявлять живой интерес к Сёра. Наряду с Фенеоном, Каном и
бальзаковедом
Жюлем Кристофом, чиновником сорока шести лет, как и Фенеон служившим в военном
министерстве и готовившим "Словарь "Человеческой комедии"" 1, он станет одним
из
главных защитников искусства Сёра. Неоимпрессионизм покорил этого родственника
члена Конвента Кутона. Человек с неприятным рыхлым лицом, голубовато-зелеными
глазами и значком Нишан-Ифтикара в петлице, он повсюду расхваливал произведения
"нео" и опубликовал о них множество статей. Но были у неоимпрессионистов, что
естественно, и противники, в частности Теодор де Визева, который считал метод
Сёра
"еще не определившимся".
1 Написанный в сотрудничестве с Анатолем Серфберром, он выйдет в
1887 г.
Открытие своей выставки на улице Лаффит дивизионисты решили отметить
праздничным ужином в Бельвиле. К Сёра, Синьяку, отцу и сыну Писсарро
присоединились Гоген и Гийомен; приглашены были и несколько литераторов, в том
числе Гюстав Кан. Группа друзей отправилась туда на империале омнибуса со
|
|