|
"Умнейшие головы" из мастерских - Кормон, Луи Анкетен, Эмиль Бернар - являлись
на улицу Лаффит для изучения работ Сёра. Ван Гог, недавно приехавший в Париж,
также
посетил "Мэзон доре". Вскоре все начнут рисовать в манере Сёра, подобно одному
из
участников выставки, другу Гогена - Шуффенекеру. Но Сёра нечего беспокоиться! И
те,
и другие усвоят из его метода прежде всего чисто внешний прием - точку. Они
будут в
гораздо большей степени "пуантилировать", чем реально заниматься разделением
цветов.
И да возрадуется Сёра! Он только что познакомился с человеком, который
сразу же
очень глубоко понял значение его искусства, оценил, насколько оно важно для
эволюции
живописи, и которому суждено было поэтому сыграть в его жизни важнейшую роль.
Во многих отношениях этот человек озадачивает, его странность сперва
тревожит,
как только он подходит - высокий, с худым угловатым лицом, которое украшает
чудная
козлиная бородка, с пронзительными глазами неопределенного серо-голубого цвета,
как
бы усеянными золотистыми блестками; это впечатление еще более усиливается,
когда
слышишь его звонкий, но мягкий голос, неторопливый и монотонный, произносящий с
мгновенной запинкой фразы безупречного, если не изысканного синтаксиса,
сопровождаемые редкими жестами, размеренными и сдержанными, с полуулыбкой на
лице, о которой нельзя сказать, доброжелательна она или насмешлива. Родился он
в
Италии, его отец был брессанцем (родом из Бельвевра в департаменте Сона и
Луара), а
мать - швейцаркой; ему двадцать пять лет, то есть он на полтора года моложе
Сёра, и
зовут его Феликс Фенеон.
"Таинственный", "загадочный", "мефистофелический", "демонический" -
такими эпитетами чаще всего наделяли этого человека. Что-то в нем вызывало
беспокойство. Но, по сути, своеобразие его личности беспокоило гораздо меньше,
нежели
все то, что проглядывало за его манерами, нарочитость которых он, впрочем,
сознательно
подчеркивал, прибегая к нюансам. Нюансы, запинки в речи - благодаря им он
скрывал и
одновременно обнаруживал свое удивительное владение языком. Нюанс - неприметный
довесок, прибавляемый им к церемонной любезности и позволяющий намекнуть,
какими
пустяками считает он все эти вежливые формулы, с каким безразличием относится к
ответам, которые получит от собеседника. Нюанс - это и преувеличенно
парадоксальный
оборот речи или крайне равнодушный тон, смягчающий высказанную без прикрас
правду
или резкость ниспровергающего мнения. Наконец нюанс - это двусмысленная ирония,
сквозящая в каждом его суждении, и явное пристрастие Фенеона к вышедшим из
употребления словам, которое, несомненно, было лишь наиболее очевидным ее
проявлением, хотя этим грешили и многие его друзья, писатели или поэты
декадентского
толка. Отдавая дань искусственности языка, заставлявшей его использовать
вычурные
термины, забытые слова или неологизмы, он получал удовольствие, когда говорил о
"мимозной" чувствительности, о "вялости" женского торса, "потрескивающих"
брызгах
света, о "сосцевидных" пейзажах парижской окраины, о страстных, быстро
"закисающих"
экзальтациях... 1
1 Примеры взяты из "Карманного словаря к текстам символистов и
декадентов", изданного Жаком
Пловером (Поль Адам) в октябре 1888 года у книгопродавца Ванье.
Но не беспокоил ли Феликс Фенеон прежде всего тем, что обнаруживал такой
острый ум, на удивление ясный и ясновидящий, что это приводило людей в
замешательство? Уверенность, с какой он излагал мысли, поражавшие своей
оригинальностью, сбивала с толку его слушателей, порождала в них смутное и
тревожное
чувство неполноценности. Какое бы сильное возмущение ни вызывали у них те или
иные
его суждения, в его присутствии они не могли избавиться от впечатления, что
|
|