|
пустом
месте, утверждал, что экспозиция должна совпасть с официальным Салоном, что она
непременно должна состояться в период с 15 мая по 15 июня. Как обычно, он
пытался
навязать присутствие на ней работ некоторых из своих друзей-художников,
например
Зандоменеги или Форена 2. Увы! "Бедняки" из группы импрессионистов, в частности
Писсарро, вынуждены были считаться с Дега или Бертой Моризо, чтобы добиться
хотя бы
частичного финансирования выставки. "Чего нам не хватает, так это денег, -
говорил
Писсарро. - Если бы не данное обстоятельство, мы бы уже давно открыли свое
дело".
1 "Сан", 11 апреля 1886 г., цитируется Д. Ревалдом
2 По поводу Зандоменеги и Дега Синьяк писал в дневнике 8 марта 1898
года: "У Дюран-Рюэля
выставка Зандоменеги. Гладкая кожа, помада, кольд-крем, дамочки. Это - живопись
старого развратника.
А ведь бедняга Зандоменеги хотел во что бы то ни стало изображать безобразно.
Он старается вовсю, но не
может. А этот каналья Дега уверяет, что все очень хорошо. Зандоменеги трепещет
перед Дега и никогда не
решился бы заниматься такой пакостной живописью, если бы мэтр хоть раз наорал
на него... Но в его
присутствии Дега все хвалит, а за спиной "бедного Зандоменеги" высмеивает его".
Однако Писсарро не отчаивался. "Надо раскалить весь этот мир добела", -
писал
он в середине февраля. К несчастью, осуществлению проекта угрожало то, что Дега
настаивал на своей дате открытия экспозиции.
Впрочем, было тут и другое, более серьезное обстоятельство. Писсарро,
постоянно
с кем-то встречавшийся, наталкивался на враждебность, едва заводил разговор о
своих
подопечных. Берта Моризо и ее муж Эжен Мане категорически отвергали
"дивизионизм"
Сёра и других адептов "маленькой точки", ряды которых пополнил также Люсьен
Писсарро. Ренуар - по словам Писсарро, "дающий понять, что он выставится, но
испытывающий сомнения" - иронизировал. Дега безапелляционным тоном называл Сёра
"нотариусом". Что касается Моне, то он, как нетрудно догадаться, решил остаться
в
стороне: ему не нравилась ни живопись Сёра, ни живопись Гогена; он не жаловал
ни
друзей Писсарро, ни друзей Дега.
Споры ожесточились. Не без резкости Писсарро защищал "научных
импрессионистов", противопоставляя их своим бывшим соратникам, которых
презрительно именовал теперь, горячась, "романтическими импрессионистами".
"Вчера у меня была резкая стычка с мсье Эженом Мане по поводу Сёра и
Синьяка.
Последний, впрочем, присутствовал здесь же, как и Гийомен. Поверь, я задал ему
трепку,
и неплохую... Чтобы раз и навсегда покончить с этим, я объяснил мсье Мане,
который,
вероятно, ничего не понимает, что Сёра привнес в живопись новый элемент и
оценить его
эти господа не в состоянии, несмотря на их талант, и что лично я убежден: это
искусство
- шаг вперед, и в определенный момент оно даст поразительные результаты.
Впрочем,
плевать я хотел на оценки всех этих художников, неважно, каких именно; я
отвергаю
необоснованные суждения романтиков [импрессионистов], весьма заинтересованных в
подавлении новых тенденций. Я принимаю их вызов, вот и все.
Но они прежде всего пытаются спутать нам карты, сорвать выставку. Мсье
Мане
был вне себя! Я, наверное, кипятился. Что поделать! Приходится окунаться в эти
закулисные дрязги, но я стою на своем.
Дега в сто раз лояльнее. Я сказал ему, что картина Сёра ["Воскресенье на
острове
Гранд-Жатт"] весьма любопытна. "О! я не пройду мимо нее, Писсарро, если это
только
действительно великое произведение! " В добрый час! Если она оставит Дега
равнодушным, тем хуже для него. Посмотрим... Мсье Эжен Мане хотел также
помешать
Синьяку выставить картину с фигурами ["Две модистки"]. Я протестовал. Я сказал
|
|