|
отношения
к творческой страсти, казалось ему вздором. Поездка по крайней мере могла дать
Сёра
некоторую передышку - перемена мест развлечет его.
Свой выбор он остановил на Гранкане, небольшом рыбацком порте на
побережье
Кальвадоса; не исключено, что это место подсказал ему Синьяк. И он отправился в
путь,
не забыв при этом запастись изрядным количеством красок: возможно, созерцание
моря
многому его научит.
Гранкан и его окрестности не отличались особой живописностью. Небольшое
селение с приземистыми постройками, портом, песчаным пляжем приютилось среди
скал,
волнистый силуэт которых возвышался над берегом моря. Вглубь протянулись луга
Бессена, разгороженные плетнями и перерезанные рядами ив или тополей. Вдоль
побережья в сторону Пор-ан-Бессена и Арроманша петляла дорога; еще одна вела
через
пастбища к Изиньи.
Взявшись вскоре за работу, Сёра обошел все побережье, то тут, то там
делая
наброски; он и впрямь устроил себе каникулы, ибо, по его собственному признанию,
эти
небольшие этюды "прежде всего доставляли ему радость". Он прихватил с собой
несколько чистых холстов того же размера, что и "Пейзаж на острове Гранд-Жатт",
но он
примется покрывать их красками позже, взволнованный тем или иным мотивом.
Море действует на него гипнотически. Именно к морю, этой бескрайней массе
воды, на поверхности которой вспыхивают блики, он постоянно возвращается,
иногда
воспроизводя на крокетоне лишь два неравных прямоугольника - моря и неба. Он
подолгу разглядывает суда: одни плывут под всеми парусами, другие застыли на
отмели,
возникшей после отлива. На этих этюдах, за редким исключением, не увидишь
человеческих фигур, они воплощают мир полного одиночества. Мир, излучающий
меланхолию и даже нечто похожее на тревогу.
Не считая крокетонов 1, Сёра написал в Гранкане не менее пяти полотен.
Несмотря
на различие в сюжетах, все они выразили одну и ту же навязчивую идею, всюду
художник
- возможно, и подсознательно - использовал одно и то же сочетание элементов,
один и
тот же контраст между просторами моря и деталями на переднем плане,
увеличенными из-
за их приближенности: это либо стоящие на отмели корабли, либо стена и пышный
куст,
либо другие кусты и улочки Гранкана, либо земляная насыпь, возвышающаяся над
морем.
1 Их насчитывается двенадцать. Два находятся в Фонде Барнза в
Мерионе (США).
Все свои усилия он вложил в разработку темы, которую более или менее
отчетливо
пытается отразить в картине, вдохновленной видом скалистого утеса в
окрестностях
Гранкана - мысом дю Ок. Его зловещий силуэт господствует в перспективе полотна
над
морскими просторами, касаясь линии горизонта. Море кажется безбрежным. Буйная и
беспорядочная растительность покрывает скалу, становясь на этой картине как бы
символом жизни - в противоположность прямизне горизонта, вязкому и спокойному
бесконечному морю, скованному тишиной 1.
В этих новых произведениях Сёра оттачивал свою технику. Он наносил на
холст
точечные мазки чистых красок, каждый из которых передавал один из компонентов
видимого цвета предметов. На его палитре расположились одиннадцать цветов: три
основных (синий, красный и желтый), три дополнительных (зеленый, фиолетовый и
оранжевый) и пять промежуточных (желто-зеленый, зелено-синий, сине-фиолетовый,
фиолетово-красный и красно-оранжевый). Смешивание этих красок с белилами в
разных
пропорциях позволяло ему получать нужные оттенки каждой из них. Кроме того,
следуя
указаниям, почерпнутым в книгах Шеврёля и Руда, он сделал хроматический круг,
при
помощи которого быстро находил дополнительные цвета оттенков к различным тонам.
"Прежде чем положить мазок на маленькую дощечку, Сёра смотрит, сравнивает,
щурится, оценивая соотношение тени и света, распознавая контраст, отмечая
рефлексы,
|
|