|
"подготовительных" эскизов
насчитывается тридцать один крокетон (некоторые из них находятся сейчас в Лувре,
в Музее Метрополитен
в Нью-Йорке - этюд с почти окончательной композицией, в Галерее Олбрайт в
Буффало, Музее искусства
в Нортгемптоне, Фонде Барнза в Мерионе, Музее Фогга в Кембридже, США) и
двадцать три рисунка
(некоторые из них принадлежат, в частности, Лувру, Государственному музею в
Вупперталь-Эльберфельде,
Музею Гуггенхайма, Музею Метрополитен и Музею современного искусства в
Нью-Йорке, Институту
искусства в Чикаго, Музею искусства в Нортгемптоне).
2 Синьяк увидел там картину "Итальянский танец" безвестного
художника, некоего Анри Руссо,
чиновника парижской таможни; эта наивная живопись показалась ему достаточно
привлекательной, и он
уговорил того, кого назовут впоследствии "Таможенником", вступить в Общество
независимых.
Продолжал ли Сёра навещать своих старых товарищей Аман-Жана и Эрнеста
Лорана?
Оба они выставлялись в Салоне весной 1885 года. Пюви де Шаванн, член жюри,
оценил присланные ими работы. По его инициативе они получили стипендии в
размере
четырех тысяч франков на путешествие в Италию вместе с еще одним стипендиатом -
Анри Мартеном, автором картины "Борьба титанов с Юпитером".
Эрнест Лоран и Аман-Жан вошли в официальный мир. После путешествия в
Италию первый вернется даже в Школу изящных искусств; его наградят Римской
премией, а позднее он станет членом Института.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Упорное завоевание
(1885-1888)
I
ТОЧКА
"Нет суеты сует! За науку! Вперед! " -
восклицает сегодняшний Екклесиаст.
Рембо 1
31 августа в театре Клюни был показан одноактный водевиль "Ужасный
Бонниве",
написанный старшим братом Сёра, Эмилем, в сотрудничестве с неким Альфредом
Делилья.
Художника почти не интересуют упражнения брата в драматургии. Когда кто-
нибудь спрашивает его о нем, Сёра ограничивается следующим ответом: "Он любит
пофрантить"... 2
1 Артюр Рембо. Стихи. Озарения. Лето в аду. М., Наука, 1982. Перевод
М. П. Кудинова. - Здесь и
далее цитаты из Рембо даются по этому изданию.
2 Другая пьеса Эмиля Сёра сохранилась, это одноактная комедия "Ну,
что там, доктор...", которая
была показана в театре Пале-Рояль 30 ноября 1892 г.
Синьяк, который этим летом собирался отправиться писать - а заодно
заняться
парусным спортом - в Сен-Бриак в Бретани, предложил ему провести несколько
недель
на побережье Ла-Манша. Эта идея пришлась Сёра по вкусу, в нем ожили
воспоминания о
военной службе в Бресте. К тому же Сёра переутомился - сказывалось постоянное
напряжение. Если он вместе с Синьяком и заглядывал иногда в какой-нибудь
кафешантан,
например в "Эдемский концерт" на Севастопольском бульваре или "Большой
европейский концерт" на улице Био, неподалеку от площади Клиши, то только для
того,
чтобы порисовать там, понаблюдать за цветовыми контрастами, создаваемыми
искусственным освещением. Разумеется, он почти не пропускал собраний
независимых в
кафе "Маренго" на улице Сент-Оноре, вблизи Лувра, слушал, задумчиво посасывая
трубку, о чем говорят другие, а покинув кафе и поднимаясь по улице Вивьен в
сторону
Монмартра с приятелями - Синьяком, Анграном, Жоденом или Адольфом Альбером, -
опять возвращался к своим размышлениям и то и дело обращал внимание друзей на
"дополнительный ореол вокруг газовых фонарей". Ничто не отвлекало его от дела.
Судьба
художника ввела всю его жизнь в четко обозначенное русло. Все, что не имело
|
|