|
художника с моноклем и широким, пышным галстуком. Через год после получения
чина
гвардейского капитана, Дюбуа-Пилье послал в Салон 1877 года одну работу и был
допущен к участию в выставке. Вначале он писал под влиянием Мане; теперь же его
кумиром стал Ренуар. Одно из полотен Дюбуа-Пилье (портрет мертвого ребенка)
демонстрировалось весной и привлекло к себе внимание Эмиля Золя: когда в 1886
году
выйдет роман "Творчество", читатель прочтет на его страницах о картине
художника
Клода Лантье, одного из персонажей, под названием "Мертвый ребенок" 1.
1 О "Творчестве" см., в частности, "Жизнь Сезанна", ч. III, гл. 5; ч.
IV, гл. 2 и 3.
Единственным результатом выставки стали новые или углубляющиеся
знакомства.
Ей было далеко до триумфа. Правда, повинна в этом прежде всего погода. В
декабре часто
шел снег, поэтому редкие любители искусства отваживались на поездку в Павильон
Парижской ратуши. Когда независимые подведут итоги, они с горечью отметят
недостачу
в две тысячи семьсот франков. Однако Роже Маркс и на этот раз уважительно
отозвался о
Сёра в одной из своих статей, опубликованных в "Вольтер":
"Среди этих независимых есть один, господин Сёра, на которого следует
обратить
внимание. В Салоне 1883 года я похвалил его превосходный портрет углем (sic!),
на
выставке им можно полюбоваться снова; его теперешнюю экспозицию дополняют
помещенные в одной раме этюды и пейзаж, изумляющие необыкновенной прозрачностью
воздуха и трепетной игрой теплого солнечного света; все это исполнено
подлинного и
искреннего искусства и очень убедительно, чем, к сожалению, не могут порадовать
некоторые "завзятые импрессионисты"" 1.
1 "Вольтер", 10 декабря 1884 г.
По понедельникам дома у Синьяка собирались на "чай"; Сёра познакомился
здесь
с Анграном, Дюбуа-Пилье, молодыми литераторами, еще только пробующими свои силы,
поэтом Анри де Ренье, романистом Полем Аданом. Как обычно, Сёра больше
помалкивает. Он слушает других и ограничивается лаконичными ответами, когда его
о
чем-то спрашивают.
Теперь он живет у подножия Монмартрского холма, так как несколькими
месяцами
раньше снял ателье на бульваре Клиши в новом доме под номером 128-бис,
неподалеку от
площади Клиши. Эта мастерская, расположенная на седьмом этаже, под самой крышей,
была обставлена так же бедно, как и лаборатория Шеврёля: железная кровать,
красная
банкетка, узкий стол, чугунная печь, мольберты, лестница - вот и все, что в ней
находилось, не считая двух или трех стульев. Именно в этой комнате, похожей на
монашескую келью, к тому же плохо освещенной, Сёра закончит свое полотно
"Воскресенье на острове Гранд-Жатт". Восприняв теории Синьяка, он использует
теперь
почти одни чистые цвета. Поскольку вторую выставку независимых художников
намечено провести весной, он торопится завершить полотно. В отличие от других
художников Сёра не гнушается работой при искусственном освещении. Каждый
участок
картины им продуман с такой тщательностью, ему настолько ясно, какого цвета
мазки
следует класть на холст, какое впечатление они произведут на зрителя, что нет
нужды ни
отходить от мольберта, ни использовать дневное освещение, чтобы продолжать
работу.
Поэтому он мог писать до самой глубокой ночи.
В марте полотно было закончено 1. Но Сёра так и не сможет выставить его,
ибо
независимые, испытывая финансовые затруднения - дойдет до того, что некоторые
произведения будут разыграны в лотерее, - откажутся от проведения намеченной
выставки. И это тем более обидно, что выставка конкурентов, задуманная одним из
членов распущенного комитета, состоится: она откроется в павильоне Флоры 10 мая
2.
1 В настоящее время находится в Институте искусства в Чикаго. Среди
|
|