|
что есть в них субъективного, растворится в тщательно продуманной композиции
полотна, и точно таким же образом в ней растворится сиюминутность данной сцены,
ее
злободневность. Художник размещает фигуры согласно композиционным линиям, с
геометрической точностью выверенным вертикалям, горизонталям и диагоналям,
отталкивающимся одна от другой. Вертикаль, разделяющая картину на две равные
части,
определяет положение центральной фигуры (женщина, держащая за руку девочку),
вокруг
нее распределяются остальные персонажи, в частности две группы слева и справа:
одна,
образуемая стоящей парой, другая - тремя людьми, сидящими или растянувшимися на
траве, они уравновешивают композицию.
Если художник, не колеблясь, воспроизводит особенности моды 1884 года -
завтра она, как и любая мода, устареет и будет выглядеть нелепо, - то делает
это потому,
что прекрасно осознает: его творческая алхимия превратит все эти пышные турнюры,
забавные, украшенные цветами шляпы в чисто пластические образы. Люди сохраняют
на
его полотне свою индивидуальность, но, по сути, речь идет лишь об их внешнем
облике.
Вырванные из хрупкого и зыбкого мира живых существ, они оказались брошенными в
абстрактный мир, существующий вне времени. Обретя чистоту, их формы в конечном
счете становятся не более чем формами: они соотносятся, перекликаются друг с
другом,
будучи тесно связанными между собой. Нельзя изменить ни одну деталь, не изменив
целого. Линии помогают поддерживать между элементами отношения настолько же
непреложные, насколько непреложны законы, управляющие космическими телами. В
этих
линиях как бы ощущаются колебания вселенной.
Не напоминает ли Сёра пришельца с планеты Сириус всякий раз, когда он
попадает
в толпу людей?.. В октябре один из членов бывшего комитета подвергает сомнению
законность Общества независимых, заявив, что только он один обладает правом на
открытие выставки, и назначает новую дату ее проведения. И тем не менее сперва
откроется не эта выставка, а та, которую готовило Общество и на которой помимо
карандашного портрета Аман-Жана Сёра представит "Пейзаж на острове Гранд-Жатт"
и
некоторые из своих подготовительных крокетонов, помещенные в одной раме.
Организованная "в пользу жертв холеры" (эпидемия разразилась во
французской
столице в ноябре), эта первая выставка Общества открылась 10 декабря в
Павильоне
Парижской ратуши на Елисейских полях. Примерно сто художников показали там
около
трехсот работ, средний уровень которых, увы, был не намного выше, чем на
весенней
выставке. Сёра и Синьяк соседствовали с Одилоном Редоном, Гийоменом,
Шуффенекером, Карабеном, Вальта, Марией Башкирцевой и рядом других художников,
к
которым оба испытывали искреннюю симпатию, и не только подобных Дюбуа-Пилье, но
и таких, как Шарль Ангран, тридцатилетний нормандец, который, покинув в 1881
году Ко,
зарабатывал на жизнь репетиторством в коллеже Шапталь, или Анри-Эдмон Кросс,
худощавый угловатый юноша, с флегматичными манерами англичанина (кстати, его
мать
была англичанкой), но с горящим в глубине души лирическим огоньком.
На самом деле его зовут Делакруа; но можно ли жить с такой фамилией, если
ты
художник? Уроженец Дуэ, выпускник Школы изящных искусств Лилля, он приехал в
Париж несколько лет назад, дебютировал в Салоне в 1881 году, увлекаясь в то
время
темным колоритом. Затем он открыл для себя импрессионизм, и на полотнах Кросса
заиграли светлые краски. Его личность представляет собой необычное сочетание
черт
характера, которые, как правило, плохо уживаются друг с другом: затаенная
пылкость и
серьезность, сдержанность в поведении, жажда деятельности, умеряемая кротостью,
горячность (Кросс не раз впадал в крайности) и контрастирующая с нею явная
склонность
к долгим раздумьям, к упорной взвешенной работе. И в этом он похож на Сёра.
Впрочем,
не он ли сказал: "Мои ощущения нуждаются в грамматике, риторике и логике"?
Не менее привлекателен, конечно, и капитан республиканской гвардии Дюбуа-
Пилье. Выпускник Сен-Сира, этот безупречный офицер в часы досуга превращался в
|
|