|
равнодушным к судьбе своих творений в этом мире? Он устремлен к вечности, и
потому
его творчество должно найти дорогу к сердцам людей. Как бы то ни было, шумные
собрания независимых не отвлекали Сёра от его истинного дела.
22 мая, в тот самый день, когда казначей должен был сложить свои
полномочия -
это было на Вознесение, - Сёра опять отправился на Гранд-Жатт, чтобы приступить
там
к новой большой работе, полотну того же размера, что и "Купание", но с гораздо
более
тщательно продуманной композицией, более сложными и тонкими ритмами.
Расположившись в том же месте острова, лишь слегка удалившись от берега и
повернувшись на сей раз спиной к мосту Курбвуа, он принимается рисовать
воскресную
толпу людей, прогуливающихся в тени деревьев. Воплощая свой замысел, Сёра будет
писать полотно и одновременно делать множество набросков, которые помогут ему
лучше
изучить местность, уточнить выбор деталей, наметить расположение и позы
персонажей.
По его выражению, живопись - это "искусство взрыхлять поверхность". Он придает
полотну глубину, поместив в перспективе пейзажа, где есть река и деревья,
тридцать или
сорок персонажей; он начнет с того, что определит место действия картины,
которая
получит название "Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт": кривая,
уходящая
от берега острова, горизонталь противоположного берега (там находится уже
Аньер),
отдельные деревья или группы деревьев, заросшая травой земля, тени, падающие на
нее
при солнечном освещении; затем художник введет в композицию гуляющих людей,
распределив их по отношению друг к другу и по отношению к целому в соответствии
с
обертонами картины. Эти существа, пока еще неведомые, должны стать фигурами в
застывшем балете, которым управляют математические законы...
Комитет не ответил на обращенный к нему призыв собраться 3 июня. Тогда от
него
потребовали явиться 9-го числа. Однако члены комитета не соизволили явиться и
на этот
раз. Чаша терпения членов группы на сей раз оказалась переполненной. Художник
лет
сорока, еще почти неизвестный, несмотря на свое оригинальное дарование,
уроженец
Бордо, Одилон Редон был назначен председателем собрания. Члены группы
проголосовали за принятие резолюции, в которой они "заявили о своем желании
образовать постоянное общество под названием Общество независимых художников" и
назначили трех человек для "предпринятия необходимых шагов и выполнения
формальностей". Устав организации было поручено разработать пейзажисту Анри
Жодену и капитану республиканской гвардии Альберу Дюбуа-Пилье, страстно
увлеченному искусством живописцу-любителю.
На этом заседании 9 июня Сёра сидел рядом с двадцатилетним юношей с
круглым
и ясным лицом и живым взглядом - Полем Синьяком. Позднее они станут друзьями.
Трудно представить себе, однако, насколько это были разные люди. Синьяк -
человек
экспансивный, он увлеченно, если не с жаром, выражает свои пристрастия и
антипатии.
Скорее всего, именно он заговорил первым с Сёра, и, несомненно, речь зашла о
его
картине "Купание", на которую Синьяк обратил внимание, но которая, по его
мнению,
могла бы быть еще лучше, еще ярче - почему он должен это скрывать? - если бы
автор
воздержался от использования охр и земляных красок, если бы он ограничился
только
чистыми цветами.
Синьяку была свойственна откровенность, нередко грубоватая, обычно
присущая
тем людям, в которых неуемное жизнелюбие сочетается с основательной честностью.
Он
ненавидел лицемерие, уловки, все эти дипломатические ходы и, напротив,
испытывал
явное удовольствие оттого, что может открыто заявить о своих убеждениях, не
опасаясь
кому-то не понравиться. Великодушный, всегда готовый постоять за правое дело,
он
смело вступал в бой с оптимистической верой, которая иногда заслоняла от него
препятствия, влюбленный в реальность, влюбленный в жизнь, открытый людям и миру,
|
|