|
скользят по
Сене, унося в сторону Сен-Клу, Аржантейя и Буживаля щеголей, которые громко
переговариваются между собой, находясь на разных лодках, обращаются друг к
другу по
кличкам - Волосатый (наиболее среди них распространенная), Кашалот, Коротышка -
и
отпускают в адрес пассажирок сальные шуточки. Почтенные семейства располагаются
на
траве, закусывают или прогуливаются, женщины, отдавая дань моде, покачивают
своими
длинными юбками с пышными турнюрами на бедрах, именуемыми в народе "откидной
скамейкой", а чаще всего "ложным задом". Взявшись за руки, девушки распевают
песни
и, почувствовав на себе взгляды молодых кутил, прыскают со смеху. Их раскрытые
зонтики отбрасывают на зелень травы яркие световые пятна, подобные тем, что
отбрасывают украшенные флажками рестораны, с их цветущими беседками, где
находят
прибежище влюбленные, или кабачки, где вскоре в пространстве, пропахшем жареным
картофелем и рыбой по-матросски, закружатся танцующие пары. Дети носятся друг
за
другом. Шарманки наигрывают свои избитые мотивчики. Продавцы вафель и кокосов
зазывают покупателей. Иногда гремит что есть мочи фанфара, оглашая окрестности
пронзительными звуками.
Вряд ли можно найти сюжеты более импрессионистические, чем те, что
предлагают берега Сены, лягушатники, лодочники. Долгое время они привлекали к
себе
внимание некоторых импрессионистов. Да разве сам Мане - он умер в апреле этого
года,
- не отправлялся в Аржантей, чтобы порисовать в компании с Клодом Моне и
Ренуаром 1? Однако отношение Сёра к этим сценам современной жизни иное, чем у
его
старших коллег, которые в своем стремлении к чистому зрительному впечатлению и
к
моментальной его передаче никогда особенно не заботились об искусстве
композиции. И
это понятно, ибо законы композиции подчиняют впечатление разуму, благодаря им
искусство становится, если прибегнуть к образному выражению Леонардо да Винчи,
cosa
mentale 2. Разум навязывает свой порядок. В самом деле, мало кто из современных
художников уделяет внимание искусству композиции. Тот же Пюви де Шаванн был
едва
ли не исключением. Неудивительно поэтому, что Сёра проявляет к нему интерес.
1 См. "Жизнь Ренуара", ч. I, гл. 3; ч. II, гл. 2; и "Жизнь Мане", ч.
IV, гл. 2.
2 Дело разума (итал.).
Молодой художник - а ему уже двадцать четыре года - трудится над
"Купанием" несколько месяцев. На Гранд-Жатт он продолжает делать многочисленные
наброски, исследуя различные мотивы, предлагаемые островом: то рисует Сену и ее
берега, то мост Курбвуа, то сидящих на берегу или купающихся людей. Тщательно и
терпеливо он составляет опись элементов, из которых позднее создаст свою
картину. Сёра
экспериментирует с разными темами, что-то отвергая, что-то оставляя для
дальнейшей
работы. В какой-то момент ему приходит в голову мысль ввести в композицию
лошадей;
рисует он также этюд с изображением радуги. Но в итоге убирает и радугу, и
лошадей. От
эскиза он сохраняет чаще всего лишь какую-нибудь деталь: там парусник, здесь
заводскую трубу (дым от нее поднимается за мостом), в другом месте оставленную
на
берегу одежду купальщика. Любую деталь, однажды им выбранную, он вновь
разрабатывает, иногда с помощью рисунка. Так получилось с тремя купальщиками,
которые войдут в окончательную композицию, и с которых он, работая с
натурщиками,
делает уже у себя дома тщательные карандашные наброски 1. Что могло бы
показаться
импрессионистам более странным, чем разработка в мастерской написанных на
пленэре
фигур? Однако все в работе Сёра непременно было бы для них чуждым.
Чувственности
импрессионистов, преобладанию инстинкта над разумным началом противостояли его
аскетизм, суровое верховенство рассудка. Сёра мог бы принять на свой счет
высказывание
Эдгара По о своей поэме "Ворон": "Цель моя - непременно доказать, что ни один
|
|