|
из
моментов в его создании не может быть отнесен на счет случайности или интуиции,
что
работа, ступень за ступенью, шла к завершению с точностью и жестокою
последовательностью, с какими решают математические задачи". Для Сёра все
диктуется
произведением, и только им. Исключительно исходя из него, из внутреннего его
"устройства", художник в процессе созидания движется от одного этапа к другому.
Он
отвергает любые необязательные подробности, без которых может обойтись его
картина.
Никогда не поддается соблазну доставить себе удовольствие. Ни одной уступки
самому
себе. Никаких случайностей. Полнейшее подчинение создаваемому произведению.
1 Из этих "подготовительных" этюдов к "Купанию" сохранились
четырнадцать крокетонов и
восемь рисунков. Некоторые из крокетонов принадлежат сегодня: лондонской
Галерее Тейт, музеям Глазго,
Кливленда, Канзаса. Один рисунок находится в Лувре. Само "Купание" является
собственностью Галереи
Тейт.
Это самоотречение, совершенно противоположное романтическим страстным
порывам, казалось бы, непременно должно было привести к обезличенности. Но
бывают
любопытные парадоксы, и, кто хочет сказать как можно больше, часто говорит
меньше
всего. В художественном устремлении Сёра нет ничего искусственного, того, что с
неизбежностью эха не отвечало бы его сокровенным помыслам. Эта воля питается
живительными соками в человеке, но в свою очередь сама питает то, что человек
создает.
Она является выражением его глубинной сути. Любая из фигур, любой из предметов,
которые Сёра размещает на полотне согласно продуманному плану соотношения
горизонталей и вертикалей, и даже любой из сколько-нибудь заметных мазков,
которыми
он покрывает холст в соответствии с законом контраста, несет на себе печать его
личности. Поэтому, когда картина будет закончена, она вся окажется проникнутой
загадочной поэзией. Это вид на реку в летний, подернутый легкой дымкой день, с
парусниками, маленькой плоской лодкой, с мостом на горизонте; на переднем плане
расположились два купальщика, стоящие в воде, третий сидит на берегу; позади
него -
брошенная одежда, дремлющий человек, двое людей, сидящих поодаль на траве, -
что
может быть проще этой сцены! Но, исполненная художником, она предстает в
необычном
свете. Как и в рисунках Сёра, время здесь, кажется, остановилось. Его пульсация
прекратилась, прервав игру бликов на поверхности воды и струение дыма от
заводской
трубы. Все замерло, ничто и не может прийти в движение на этом полотне. Все
вырвано
из стремительного потока, из обреченного на смерть течения жизни, окаменело во
вневременной неподвижности.
По воле Сёра этот банальный мотив претерпевает головокружительную
метаморфозу.
Его техника, которую он желает подчинить научным законам и объективным
расчетам, и впрямь настолько тесно связана с индивидуальностью Сёра, настолько
определяется ею, что его "я" и навязчивые идеи проецируются на творение
художника.
Образы современной реальности он заменяет образами своего собственного мира.
Суетливое оживление выходных дней на Гранд-Жатт, народное веселье, все эти
человеческие жизни, сливающиеся воедино в шумном беспорядке и озабоченные
поиском
наслаждений, он превращает в фантастическое видение, неподвижное и безмолвное,
в
картину одиночества. Между существами, низведенными до их первозданного
одинокого
состояния, отсутствуют какие-либо связи, возможность диалога.
В правом углу картины, по пояс в воде, купальщик, сложив ладони рупором,
издает
крик, который никогда не достигнет чьего-либо слуха.
В начале 1884 года Сёра был готов бросить вызов жюри Салона.
В феврале в помещении Кружка свободных искусств на улице Вивьен он
выставил
небольшой, но подробный эскиз своего "Купания", где уже присутствовали
различные
|
|