|
получит название отклоненного рисунка "Вышивание", - без колебаний принимает
работы, присланные Эрнестом Лораном и Аман-Жаном. Более того, оба они добьются
явного успеха. "Кларисса Харлоу", благоразумно исполненная Лораном, несмотря на
все
его восхищение импрессионистами, в самом строгом соответствии с академическими
правилами, удостоится почетного отзыва. Что касается "Святого Юлиана
Заступника"
Аман-Жана, то эту картину наградят медалью третьей степени и государство
закупит ее
для музея в Каркассоне. Сёра вынужден будет довольствоваться положительным
отзывом,
опубликованным в июне начинающим критиком Роже Марксом, выходцем из Нанси,
перебравшимся в Париж.
"Картина "Вышивание" (?) мсье Сёра - превосходная разработка светотени.
Мы
тщетно пытались отыскать имя Сёра в каком-либо другом разделе выставки -
настолько
его портрет нас поразил; несомненно, это незаурядный рисунок, выполненный
человеком
в живописи не случайным" 1.
1 "Прогрэ артистик", 15 июня 1883 г.
Успех в Салоне подействовал на маленькую группу ободряюще. Друзья
поговаривали уже об участии в Салоне 1884 года. Только Аман-Жан, которого успех
поверг в некоторое смятение, не знал, стоит ли ему выставляться: он хотел бы
вновь
отважиться предстать перед жюри, лишь будучи вполне уверенным в своих силах.
Эрнест
Лоран в отличие от своего друга не испытывал сомнений, он надеялся, что его
картина
"Похвала Бетховену" добьется еще большего успеха. Сёра также намерен сделать
решительный шаг: он приступил к работе над большим полотном размером два на три
метра, к первой своей композиции, изображающей сцену купания на берегах Сены.
В последующие месяцы Сёра и его друзья будут много работать вместе,
используя
друг друга в качестве моделей. Так, Сёра позирует для одной из фигур картины
"Похвала
Бетховену". Осенние дни, с 6 по 10 октября, он проводит с Аман-Жаном в кабачке
папаши
Ганна в Барбизоне. Сёра по-прежнему делает множество крокетонов, запечатлевая
пейзажи, людей, нивы, заводы парижской окраины... Один из них, на котором
изображены
рыбаки с удочками, сидящие против света в сумерках на заросшем травой берегу,
производит сильное впечатление как своей графической чистотой, так и
меланхолическим
настроением, исходящим от этих темных силуэтов, застывших в неподвижности возле
свинцовой воды.
До сих пор Сёра, охотившийся за образами, набрасывал эскизы, схватывая
все, что
ему попадалось на глаза во время прогулок. Теперь он поступает иначе и
выполняет
большую часть своих крокетонов, а также различных рисунков в качестве
"подготовительных эскизов" для его картины "Купание".
Он часто отправляется в Аньер, на остров Гранд-Жатт, где устраивается на
берегу
против моста Курбвуа. Именно это место он выбирает для сюжета своей картины. Он
хорошо помнит простую композицию "Тихого края" Шаванна и позаимствует ее для
своего полотна, которое, как и Шаванн, разделит на два неравных прямоугольника.
Верхний, меньшего размера, отведен для неба; нижний пересекает диагональ,
образующая
слева треугольник, предназначенный для берега, а справа, между землей и небом,
-
треугольник воды.
Сколько их, щеголей и кутил,
Всяких повес там и заводил,
Этих беспечных гребцов на Сене...
В первые же солнечные дни Аньер привлекает к себе веселую толпу
отдыхающих.
Сюда стекаются люди из всех уголков Парижа, чтобы покататься на лодках,
потанцевать
или просто принять участие в народном гулянье, этом многоцветном и шумном
людском
водовороте. На реке, на острове, на берегах царит праздничное оживление. Суда
всех
типов (парусники, одиночки, ялики, аутригеры, байдарки, яхты, клипперы)
|
|