|
переменчивым обликом вещей, их мимолетными превращениями под воздействием света,
отсветов, сияний, свечений, дымчатости, в которых растворяются формы.
Импрессионисты любят подвижное, прихотливое непостоянство дымки и тумана,
поблескивающую поверхность воды, они наслаждаются лишь вспыхнувшим кратким
моментом и доверяются течению времени. Их лиризм - это лиризм мгновения.
К тому же Сёра, с его стремлением к постоянству, был не единственным, кто
воспринимал именно так полотна импрессионистов. Даже внутри этой группы
художников намечались перемены. Сезанн, который больше не выставлялся вместе с
импрессионистами со времени их последней экспозиции в 1877 году, пытался
придать
своим полотнам структуру, ритм и глубину; по его собственному признанию, ему
хотелось сделать из импрессионизма "нечто прочное и долговечное, подобное
музейному
искусству". А Ренуар отправился осенью 1881 года в Италию, чтобы поразмышлять
перед
картинами Рафаэля и фресками Помпеи... Импрессионизм переживал кризис. Никогда
уже
больше эта группа не обретет единства. Взорванная изнутри, она распадалась;
художники,
недавно примкнувшие к этому направлению и принимавшие участие в выставках, в их
числе и Поль Гоген, были склонны к "атмосферным" феериям не больше, чем Сёра.
Продолжая серию рисунков, Сёра перешел к изучению контраста тонов на
небольших живописных работах, выполняемых на дощечках размером примерно 16 на
25
см, которые он называл "крокетоны". Подобно импрессионистам, он работал на
пленэре,
на натуре в окрестностях Парижа, посещая с этой целью Ле-Ренси или Монфермей,
Виль-
д'Авре, Понтобер или Шайи.
"Крокетоны" представляли собой не что иное, как этюды. С помощью этюдов
он
изучал цвета, так же как в рисунках - валеры. Тени соответствовали холодные
цвета:
зеленый, синий, фиолетовый; свету - теплые цвета: красный, оранжевый, желтый.
Эти
сценки и пейзажи, написанные на пленэре, вполне могли бы украсить выставку
импрессионистов. Им свойственны тот же лиризм, та же радость от работы с
красками, то
же стремление сразу же, мгновенно запечатлеть какой-либо образ. Но эти
"моментальные
впечатления", переданные с живостью, были для Сёра - различие существенное - не
более чем упражнениями, обычными зарисовками. Столь ценимая импрессионистами
работа на натуре не являлась для него самоцелью. "Природа, - говорил Делакруа,
- есть
только словарь, в нем ищут смысл слов, в нем находят элементы, из которых
слагается
фраза или рассказ; но никогда никто не считал словарь сочинением в поэтическом
смысле
слова". И еще Делакруа говорил: "Если каждая подробность представляет собой
совершенство, то соединение этих подробностей редко дает эффект, равный тому,
который великий художник создает в своей картине благодаря ее композиции и
гармонии". Итак, композиция - вот цель, которую Сёра ставит перед своей
созидательной волей и к которой он стремится в своем продуманном и рассчитанном
движении вперед. В нем живет мечта, преследовавшая великих мастеров-классиков,
-
великих "инженеров" 1 живописи.
Он уже заметно продвинулся в изучении тонов. Видимо, это и побудило его
попытать счастья в следующем Салоне, который должен открыться 1 мая 1883 года.
Вниманию жюри он предложит два рисунка: портрет Аман-Жана и портрет матери Сёра
за шитьем 2. Возможно, к этому шагу Сёра подтолкнули также его приятели. Эрнест
Лоран, у которого в Салон в этом году приняли одну живописную работу и пастель,
в
свою очередь представит большое полотно, написанное под впечатлением романа
Ричардсона "Кларисса Харлоу", а Аман-Жан - женский портрет и картину "Святой
Юлиан Заступник".
1 Выражение Андре Лота.
2 Этот рисунок в настоящее время находится в Музее Метрополитен в
Нью-Йорке.
Оба друга Сёра окажутся более удачливыми, чем он. Жюри, отвергнувшее один
из
его рисунков и отобравшее портрет Аман-Жана - в каталоге Салона он почему-то
|
|