|
интересовало лицо друга. Он попросил Бернара попозировать ему. За двадцать
сеансов он написал
великолепный портрет Бернара, тонко передав психологию художника, его серьезный
и
непримиримый характер, решительный взгляд его маленьких, слегка раскосых глаз.
Это, правда, шикарный вполне уголок.
Если хочешь урвать пожирнее кусок,
Надо ехать в фиакре, хоть путь недалек...
Лотреку нелегко дался этот портрет. Он никак не мог "удачно согласовать
цвет фона с
лицом" 1.
1 Эмиль Бернар.
В начале 1886 года положение в мастерской Кормона стало еще напряженнее.
Бернар,
создавая свою первую картину в мастерской, откровенно употребил светлую палитру
импрессионизма. Возмущенный такой наглостью, Кормон вызвал отца молодого
художника и
заявил ему, что он отказывается от этого недисциплинированного и дерзкого, хотя
и очень
талантливого ученика. Удрученный отец, вернувшись в Аньер, бросил кисти и
краски сына в
огонь. Бернар-младший в знак протеста заперся у себя в комнате, отказываясь
выйти из нее.
Лотрек вел себя не менее "преступно", хотя и не так резко. Но он
старался избегать
конфликтов. Несмотря на то что Кормон щадил его, он все же не осмелился бы
показать ему
некоторые свои полотна, в частности две картины, над которыми он в это время
усердно трудился:
"Рефрен стула Людовика XIII у Брюана" и "Кадриль стула Людовика XIII в ,,
Элизе-Монмартр"".
Этот стул Людовика XIII Родольф Сали забыл при переезде и требовал его у
Брюана, но
куплетист ни за что на свете не соглашался расстаться с ним, а так как стул ему
не принадлежал,
он, чтобы подчеркнуть, что им не пользуются, повесил его у двери кабаре. Еще
одно украшение!
Кроме того, этот стул дал ему тему для очередной песенки, которую вместе с ним
иногда
распевали посетители "Мирлитона":
Приятен этот стул для дам,
Тринадцатый Людовик сам
На нем сидеть мог по утрам.
Тот стул Сали принадлежит,
Кто хочет сесть - к Брюану пусть спешит.
В "Рефрене" Лотрек изобразил несколько человек из "Мирлитона" и "Элизе":
Брюана, его
официанта Максима, дирижера Дюфруа, Папашу Целомудрие, Анкетена, одного своего
соученика
по мастерской - тулузца Франсуа Гози, который часто сопровождал Лотрека в его
походах по
кабакам. В "Кадрили" Ла Гулю и Грий д'Эгу танцуют вдвоем, высоко вскинув ноги и
касаясь
руками пальцев ног.
Работая над этими полотнами, Лотрек вместе с Гренье и Анкетеном
развлекались, готовя
экспонаты для "Салона нелепого искусства". Лотрек выставил "акварели на
сельтерской воде",
"скульптуры из хлебного мякиша" и "масло на наждачной бумаге" под названием
"Батиньоль, три
с половиной года до Рождества Христова". Подписался он именем Толо-Сегрог. О
Толо-Сегроге
было сказано: "Венгр с Монмартра, посетил Каир и живет у одного из своих друзей,
весьма
талантлив, доказательства налицо".
Весной, как раз в то время, когда Лотрек забавлялся подготовкой к этой
выставке, а Бернар
вышел из своего добровольного заточения и готовился идти пешком в Бретань, в
мастерскую
Кормона поступил странный новичок.
Он приехал из Голландии и был намного старше остальных учеников. Юные
художники с
изумлением рассматривали этого человека с измученным лицом. Они знали только
его имя -
Винсент.
Он клал краски на холст с такой стремительностью и силой, что дрожал
мольберт. Пыл, с
которым он работал, молчаливая и дикая страстность Винсента никак не вязались с
|
|