|
не могут
понимать в моих песенках, ведь они не знают, что такое нищета, они со дня
рождения купаются в
золоте. Я мщу им, понося их, обращаясь с ними хуже, чем с собаками. Они хохочут
до слез, думая,
что я шучу, а на самом деле я часто вспоминаю о прошлом, о пережитых унижениях,
о грязи,
которую мне пришлось увидеть, - все это подступает комком к горлу и выливается
на них
потоком ругани".
За спиной Брюана было тридцать четыре года нужды, жизни, полной лишений.
Родом из
Гатине, он, попав в Париж, скитался с пьяницей отцом и угрюмой матерью по
трущобам, из
которых они потихоньку удирали, не уплатив, так как отец пропивал все, что у
них было. Каким-
то чудом Аристид не сломился, он остался деревенским ребенком: куда бы он ни
попал, стоило
ему взглянуть на звезды, как он словно возрождался и все забывал. Человек со
здоровыми
задатками, он работал в нотариальной конторе, у ювелира, в Северной
железнодорожной
компании и, наконец, решил попытать счастья в кафе-шантане. В душе он был
поэтом. Вначале он
исполнял модные куплеты, легкомысленные и довольно забавные песенки, походные
марши, а
потом, перейдя к Сали, изменил свой репертуар и стал трубадуром бандитов,
проституток,
штрафников, рассказывал о страданиях, тревогах, невзгодах этих отвергнутых
миром людей.
Как и Лотрек, он сочувствовал им, но, в отличие от друга, в нем кипело
возмущение,
доходившее до ярости. Смачным, образным языком бродяг и проституток он без
прикрас
описывал парижское дно, трущобы, притоны, тюрьмы для падших женщин, пустыри, на
которых
замерзают бездомные и сводят счеты бандиты - гроза квартала. Он пел о Нини По
де Шьен, о
Мелош и о Тото Ларипете, об уличных женщинах, которые грустными зимними
вечерами
прохаживаются по мостовой:
Их - роты, полки,
Их прелесть ушла.
Пусты их чулки,
Там нет ни гроша.
Как гуляки,
Как собаки,
И в холод и в жар,
Лишь вечер во двор,
Гранят тротуар,
Подпирают забор.
Нет хлеба у них.
Попали на мель,
И просят доброго Бога,
Чтоб он им постель
Согрел хоть немного.
Лотрек не разделял сердоболия Брюана к этим людям. Его не трогали
сострадание, скорбь
и боль, которыми были пронизаны песни друга, не разделял он и романтического
отношения
Брюана к бродягам и проституткам. Он не был моралистом, его не возмущали
царившие в то
время нравы. Будучи аристократом, он испытывал отвращение ко всему гнусному,
мрачному, к
тому, с чем связана человеческая нищета и что он называл "запахом бедности". Но
с не меньшим
раздражением он относился к посредственности. "Давайте уйдем отсюда, - сказал
он как-то
своим попутчикам, когда "Мулен-де-ла-Галетт" заполнила толпа принаряженных
людей. - Их
потуги на роскошь еще омерзительнее, чем их нищета". Хотя богатство для него не
играло
никакой роли. На его взгляд, разница между маркизами из аристократического
района и жалкими
проститутками с площади Пигаль заключалась лишь в одежде. Самому Лотреку была
теперь
социально чуждой любая среда. Его интересовал - и интересовал страстно! -
только человек. И
в Брюане он ценил именно его наблюдательность, которую тот с такой смелостью
использовал в
|
|