|
Шаванн,
живший на площади Пигаль, обративший на нее внимание. Так определилась ее
судьба: она
решила стать натурщицей. Мари-Клементина позировала Пюви в его мастерской в
Нейи: музы и
эфебы "Священной рощи", на которую написал пародию Лотрек, - это
Мари-Клементина,
изображенная в самых разных позах. У каждого персонажа этой картины есть черты
юной
натурщицы.
Позже Валадон снова позировала не только Пюви, но и Зандоменеги, и
Ренуару, который
изобразил ее в "Танце в деревне" и в "Танце в городе" (оба панно относятся к
1883 году). В конце
того же года, в декабре, Валадон родила мальчика, которого назвала Морисом.
Отец Мориса не
пожелал объявиться. Валадон, оправившись после родов, вместе с матерью и
малышом 1
переехала на улицу Турлак, в дом номер 7, что находился на углу улицы Коленкур.
Их квартира
помещалась на втором этаже, на той же площадке, где жил Зандоменеги.
1 Через восемь лет мальчика усыновил испанец Мигель Утрилло-и-Молинс.
Мари-Клементина в
дальнейшем переменила свое имя на Сюзанну.
В Валадон Лотрек нашел подходящую модель. Тем более подходящую, что
молодая
женщина отнюдь не была недотрогой. Личная жизнь Мари - так называли ее в
мастерских -
была довольно бурной. Вряд ли кто-нибудь на Монмартре смог бы сказать, кто отец
Мориса.
Может быть, это был цыганский певец Буасси, пьяница, выступавший в кабаре
"Ша-Нуар" и
"Лапен Ажиль" на улице Соль, или же изысканный испанец Мигель Утрилло,
настолько
влюбленный в Монмартр, что даже жил в "Мулен-де-ла-Галетт", или, наконец, Пюви
де Шаванн,
жена которого, урожденная княжна Кантакузин, тихонько шпионила за натурщицами
своего
знаменитого мужа. Мари нравилась любовь. Она занимала в ее жизни большое место.
Вид
Лотрека, его уродливая внешность, его страстная натура не отпугнули ее, а
скорее наоборот -
привлекли. Она стала любовницей Лотрека.
Оба они, казалось, были созданы друг для друга. И эта плебейка и потомок
графов де
Тулуз были абсолютно свободны от каких-либо предрассудков. И он и она трезво
смотрели на
действительность. Пользуясь любым случаем, чтобы поучиться у художников их
ремеслу,
Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, трезвость его
взглядов, его неумение
писать "красиво", его зачастую бичующие карандаш и кисть.
Лотрек написал два портрета Мари в саду папаши Фореста. Он не польстил
ей. Ренуар,
который постоянно прибегал к услугам этой привлекательной натурщицы, в то же
время, что и
Лотрек, работал над ее поясным портретом в картине "Коса" и с нежностью и
наслаждением
выписывал ее большие голубые глаза, изящный изгиб бровей, чувственный пухлый
рот, густые
темные волосы, разделенные пробором, ее пышную высокую грудь. В портретах
Лотрека у Мари
резкие, жесткие черты лица, такие, какими они станут, когда она утратит
прелесть своих двадцати
лет. У нее не по возрасту печальное лицо, сжатые губы, мрачный, устремленный в
пространство
отсутствующий взгляд. Острый подбородок и вся ее поза - нервная, напряженная -
свидетельствуют, несмотря на узкие плечи, на тонкую, непропорционально длинную
шею, о силе
воли, скорее мужской, чем женской.
Недоверчивая, ревниво оберегающая свою личную жизнь, Мари вводила в
заблуждение
любопытных, рассказывая о себе всякие небылицы, но никому ни словом не
обмолвилась о том,
что сама она тоже рисует. И Лотрек не знал, что в 1883 году Мари нарисовала
пастельный
автопортрет, в котором она тоже не пощадила себя 1. Ей даже в голову не пришло
бы упрекнуть
Лотрека в отсутствии галантности, она, бесспорно, восхищалась точностью его
|
|