|
животные, но
животные остались в раю его детства. Теперь для него существовал только человек.
И не какое-
нибудь неземное существо, не архангел и не наяда, не приукрашенный,
выхолощенный,
абстрактный человек, нет. Его интересовал индивидуум. Человек в повседневной
своей жизни, на
лицо, на фигуру которого годы и испытания наложили свой отпечаток, характерный
для этого
человека, свойственный только ему.
1 За 1883 г. им написано около двадцати портретов.
В Мальроме Лотрек снова писал отца и мать. Сохранился портрет матери за
завтраком.
Опустив глаза, она с грустным, задумчивым видом застыла на стуле перед чашкой.
Проницательный взгляд молодого художника схватывает самую суть модели.
Его
безжалостная кисть снимает с ее лица внешний лоск. Ничто не выдает в ее
портрете графиню де
Тулуз-Лотрек. С первого взгляда на лице ее можно прочесть все разочарования,
волнения,
мучительное недоумение перед жизнью. Обыкновенная женщина, созданная для
спокойной
жизни, для простого счастья и вынужденная по воле суровой судьбы сносить все
выходки мужа,
которого, впрочем, она сама себе выбрала, смириться с тем, что ее сын - калека.
Униженная и
смирившаяся женщина, она ждет новых ударов судьбы и готова принять их, хотя и
не без печали,
но - раз такова Божья воля - кротко.
Превосходный портрет, написанный человеком, для которого средства
выражения играют
роль лишь постольку, поскольку они дают возможность сказать то, что он хочет.
Страсть к
живописи у него - Лотрек, наверное, еще только смутно чувствовал это - лишь
страсть к
познанию человека. Она у него отождествляется с другой страстью - с
любознательностью,
которой он одержим, и ее тоже он может выразить только при помощи кисти и
карандаша. (Он
предпочитал сделать набросок, чем объяснять что-либо на словах; письма писал
как попало,
нехотя, не думая о стиле.) Кисть - орудие его любознательности. И только.
После сбора винограда Лотрек расстался с лесом и виноградниками Мальроме
и вернулся
на Монмартр.
На Монмартр, где многие мужчины и женщины, с точки зрения моралистов,
наверное,
были падшими существами, но где именно в силу этого люди раскрывались охотнее и
свободнее,
чем где-либо, с большей откровенностью, бесстыдством и непосредственностью.
Он вернулся на Монмартр, в этот паноптикум, где большинство людей было
такими же
париями, как и он сам.
* * *
Лотрек трудился не покладая рук. В течение многих недель, в течение
многих месяцев.
Графиня Адель писала в 1884 году: "Анри работает как одержимый и очень устает".
Похвалы Кормона придавали Лотреку силы в его упорном труде. Кормон не
скрывал, что
произведения его ученика нравятся ему все больше и больше. Он даже задумал
привлечь Лотрека
и Рашу наряду с другими художниками к работе над иллюстрациями к сочинениям
Виктора Гюго.
И это еще не все: Бонна, сам мсье Бонна, благосклонно похвалил работы Лотрека.
Чего же желать
лучшего?
Графиня Адель была крайне польщена похвальными отзывами о сыне, они
говорили о том,
что он "кое в чем не самый маленький в мастерской". Возросла ее вера в его
будущее. "Похоже,
что это и есть призвание Анри, и к этому его влечет больше всего".
Но какую цель он преследовал? Графиня Адель считала, что, с тех пор как
два года назад
ее сын поступил в мастерскую Бонна, намерения его не изменились: Школа изящных
искусств,
светские выставки, Салон, почести, и в один прекрасный день - кто знает, все
может случиться!
- Институт. Иного пути для художника она не представляла. Она не видела, что
|
|