|
возможно,
кто-нибудь заметит, что вот Папашу Коленная Чашечка тоже нельзя назвать
красавцем, однако же
это не мешает ему содержать одновременно трех любовниц, и это ставилось ему в
большую
заслугу.
Трекло!
"Дорогая мама, - писала графиня Адель, - молитесь за него. Пребывание в
мастерской с
точки зрения профессии дает ему очень много, но это тяжкое испытание для
молодого человека!"
* * *
Монмартр 1882 года был еще почти таким, каким его описывал в
"Октябрьских ночах"
Жерар де Нерваль: "Мельницы, кабаре и зеленые беседки, тихие деревенские уголки,
спокойные
улочки с хижинами, сарайчиками и густыми садами, зеленые луга, прорезанные
глубокими
оврагами, на дне которых вдоль глинистых берегов текут ручьи, постепенно смывая
небольшие
островки зелени, на которых пасутся козы, объедая на скалах листья аканта;
маленькие девочки с
гордым взглядом и поступью горянок пасут их, играя в свои игры".
Садики. Грабовые аллеи. Пустыри. Монмартр еще не так давно был
пригородом - его
присоединили к Парижу лишь двадцать лет назад, в 1860 году, и поэтому этот
район столицы все
еще сохранил провинциальный облик. Тишиной, широким горизонтом, открывавшимся с
холма,
каким-то особенным освещением, а также дешевизной жизни Монмартр привлекал
многих
художников. Постепенно то тут, то там появлялись мастерские. После 1870 года
Монмартр стал
менять свой облик.
На вершине холма медленно строилась церковь Сакре-Кёр, которую было
решено возвести
после поражения 1870 года. В нижней части Монмартра появились такие кабаре, как
"Ла гранд
пинт", "Ле плю гран бок", "Оберж дю клу". На бульваре Рошешуар, в кабачке под
названием
"Ша-Нуар", открытом неким Родольфом Сали, с недавнего времени встречались поэты,
куплетисты и художники. Кроме того, на Монмартре было много заведений, где
танцевали.
Продолжали танцевать в "Мулен-де-ла-Галетт". Там сохранилась еще деревенская
обстановка и
даже две из тридцати мельниц, крылья которых некогда крутились на холме.
Танцевали и на
бульваре Клиши в "Рен-Бланш" и "Буль-Нуар", возникших еще в эпоху Второй
империи и уже
доживавших свои последние деньки, в то время как "Элизе-Монмартр" благодаря
энергии нового
хозяина притягивал своей развеселой музыкой толпы гуляк. Монмартр становился
все
оживленнее. В поисках женщин легкого поведения (а их здесь было все больше) в
этот
отдаленный район Парижа потянулись кутилы, перед кабачками и кафе при желтом
свете фонарей
теперь то и дело возникали драки между какими-то подозрительными личностями.
Улица Констанс, на которой помещалась мастерская Кормона, выходила на
улицу Лепик,
извивавшуюся по склону холма. Лотрек, прежде чем нанять извозчика, чтобы ехать
домой, любил
побродить со своими друзьями. "Выпьем по стаканчику?" Некоторые из его
товарищей жили
поблизости. Рашу, который только что закончил портрет Лотрека (Лотрек
отблагодарил его,
подарив ему обезьяну, которая, по его мнению, сильно смахивала на министра
Мелина), жил на
улице Ганнерон. У Анкетена была мастерская на авеню Клиши. В обществе Рашу,
Анкетена, Рене
Гренье (этот тулузец числился в мастерской вольнослушателем), Шарля-Эдуара Люка
или Тампье,
который посещал все выставки, часами рассуждал о живописи, но не снисходил до
того, чтобы
взять кисть в руки, Лотрек, вцепившись в чей-нибудь локоть, ковылял по улицам
Монмартра. Ему
всегда было грустно расставаться с друзьями. Оставшись один, он чувствовал себя
беззащитным:
|
|