|
1 За 1882 г. насчитывается около сорока полотен.
Среди многочисленных моделей, которые ему позировали в Боске, был и
некий папаша
Матиас, завсегдатай кабаре. Лотрек написал его портрет: тяжело опустив голову
на скрещенные
руки, папаша Матиас сидит, навалившись всем телом на стол, перед полупустым
стаканом с
вином. Потрясающе реалистическая картина! Папаша Матиас смотрит на художника.
Его испитое
лицо, изборожденное длинными морщинами, его тусклые глаза убедительно передают
состояние
отупения, вызванное алкоголем. По своей простоте это полотно может служить
документом,
историей болезни: вот до какого падения доводит пьянство.
Алкоголь - это волшебный яд. Лотрек со своими друзьями по мастерской
часто бывал в
кафе. Он не скупился и любил только хорошие напитки. Ему охотно составляли
компанию. Он
тоже не заставлял себя долго упрашивать. Чревоугодник по натуре - "я гурман,
как кошка
епископа", - признавался Лотрек, - он пробовал и пил все, что доставляло такое
же
наслаждение, "как вид павлиньего хвоста". И потом алкоголь развеивает тоску.
Лотрек пил не для
того, чтобы забыться, нет! Он пил ради удовольствия. Но помимо удовольствия
вино вызывало в
нем "то перевозбуждение, то исступленное состояние, которое придавало ему силы
и заменяло
веселье" 1. Когда выпьешь, все так упрощается, становится настолько легче на
душе!
1 Таде Натансон.
Пятого сентября в замке Боск праздновали открытие новой часовни. На эту
церемонию
прибыл его высокопреосвященство Бурре, родезийский епископ. Обращаясь с алтаря
к Лотреку,
епископ отечески предостерег его: "Дорогой сын мой, вы избрали профессию самую
прекрасную,
но и самую опасную".
* * *
Когда осенью Лотрек вернулся в Париж, его ждали перемены. Бонна
распустил свою
мастерскую. Его ученики сначала растерялись, но потом попросили другого
знаменитого
художника, Фернана Кормона, принять их к себе. Так вместе со своими друзьями
Рашу и
Адольфом Альбером Лотрек поступил в мастерскую, открытую автором нашумевшего
"Каина" на
улице Констанс, на Монмартре.
Картина "Каин", сюжет которой навеян "Легендой веков" Гюго, два года
назад, в 1880
году, была главным событием Салона. Государство поспешило ее купить, чтобы
обогатить
национальное художественное собрание. Это полотно было ярким подтверждением
всеми
признанных достоинств Кормона, художника с мировым именем, которому под силу
большие
исторические сюжеты. Кормон был сыном водевилиста, автора "Двух сироток". Он
учился у
Кабанеля и Фромантена. После "Смерти Магомета" и "Свадьбы нибелунгов" (за эти
произведения
он в 1870 году, в двадцать пять лет, получил свою первую медаль) Кормон написал
эпизоды из
индусской мифологии, затем "Каина". "Каин" натолкнул его на другие
доисторические сюжеты,
достойные его кисти. Теперь он погрузился в каменный век. Красивых девушек,
которые
позировали ему, он облачал в звериные шкуры, а юношей с Монмартра превращал в
охотников на
белых медведей и жителей свайных хижин. По-видимому, из-за его вкусов, а также
из-за его
крайней худобы - он был тощ, невероятно костляв, с угловатым маленьким лицом,
редкой
бородкой, выпуклыми глазами и тяжелыми, нависшими веками - его прозвали "Папаша
Коленная Чашечка". Но, несмотря на такую непочтительность, Кормона все уважали.
Что же
касается Лотрека, то он считал, что у Кормона "могучий и суровый талант".
|
|