|
живописи, но еще
шлифовал свой насмешливый ум.
Иногда Пренсто по вечерам водил своего подопечного в театр или в цирк.
Последний в то
время был в моде. Пренсто и Лотрек почти всегда ходили в цирк Фернандо, который
находился в
деревянном здании на бульваре Рошешуар. Он считался в то время лучшим, и туда
устремлялся
весь Париж 1.
1 В 1898 г. это здание было перестроено и стало называться цирком
Медрано, по имени нового
владельца (он же был клоуном Бум-Бум).
В цирке обоих друзей привлекали главным образом лошади, первоклассные
наездники и
наездницы, отличавшиеся поразительной ловкостью. Лотрека увлекали также
выступления
акробатов, жонглеров, эквилибристов, дрессированных животных, рискованные
полеты
воздушных гимнастов. Он любил совершенство, даже больше - он поклонялся
совершенству!
Истинное искусство в любой области, и особенно физическое мастерство, вызывало
у него
восторг. Его зачаровывали эти сильные, гибкие люди, сумевшие полностью
подчинить себе свое
тело. Они с легкостью, без тени усилия, преодолевали все трудности, словно их
просто не
существовало.
"Ну разве это не прекрасно?" - восклицал он в восхищении. Паяцы
напоминали ему о его
собственном уродстве. Но они смеялись, смеялись над своей неуклюжестью, над
своей
нелепостью. И он тоже смеялся. Над собой. В фантастическом, волшебном свете
цирка
запудренные лица клоунов, шутовские маски, печальные и смешные, были вызовом
человеческому горю, пародией на него.
Игра света и теней - только ради этого ходили в театр Пренсто и Лотрек.
Диалог для них
не существовал. Они его и не слушали. Их интересовали декорации, игра ярких
красок костюмов,
когда актеры двигались по сцене. Газовые рожки рампы - тогда они одни или почти
одни
освещали сцену - бросали снизу вверх тусклый, желтоватый, какой-то странный
свет, который
менял очертания лиц, делал их контрастными, накладывал на них неестественные
светотени,
очищал их от всего будничного и придавал необычайную выразительность малейшей
мимике.
Театральное освещение - тоже маска.
А разве мог не любить маски Лотрек, этот замкнутый юноша с израненной
душой?
К школьным занятиям он относился все более и более небрежно. Они
перестали его
привлекать. Жизнь захлестнула его. Он вкушал жизнь. Отныне он хотел лишь одного
-
заниматься живописью. Она принесет ему удовлетворение, она станет для него
утешением.
В этом его желании была какая-то доля каприза. Каприза разочарованного
подростка. Но
было в нем и нечто более серьезное: кто знает, быть может, настанет день, когда
он своими
работами докажет всем, и себе в том числе, что он "отнюдь не неудачник". А раз
так - какое
значение для него теперь имеют латынь и литература? И он учился спустя рукава.
Результаты не
замедлили сказаться: в июле на выпускных экзаменах он провалился, и именно по
французской
литературе.
В досаде он из фанфаронства заказал себе визитные карточки с таким
текстом: "Анри де
Тулуз-Лотрек, засыпавшийся по литературе". Но, как он ни сопротивлялся, осенью
ему придется
снова держать экзамены, ведь его мать и слышать не хотела, чтобы он отступил,
почти достигнув
цели.
* * *
Вскоре после этой неудачи мать с сыном уехали на юг. Лотрек снова будет
лечиться на
курорте, на этот раз в департаменте Эро, в Ламалу - курорте с "источниками,
|
|