|
содержащими
железо и (легкую, как говорил доктор) дозу мышьяка".
Городок очень не понравился Лотреку. "Отвратительная дыра с рыжей землей,
- писал он
Девиму. - Намного мрачнее Барежа, quod non est paululum dicere" 1. Он был занят
тем, что
"промывал себя снаружи и изнутри", и смертельно скучал. Девим предложил Лотреку
работу,
доставив ему этим большую радость: закончив новеллу "Кокотка", он попросил его
сделать к ней
иллюстрации. Лотрек, в восторге от того, что друг обратил внимание на его
"мазню", как и
следовало ожидать, поспешил ответить на лестное для него предложение согласием.
1 О ней даже и сказать нечего (лат.).
Сюжет "Кокотки" не отличался оригинальностью. Это была история старой
кобылы,
которая, отслужив в армии, спокойно доживала свой век у деревенского добряка
кюре. Но вот как-
то в деревню прибыл полк, в котором она когда-то служила. Услышав звук трубы,
кобыла "в
отставке", увлекая за собой кюре, понеслась вскачь за солдатами. Значение этого
слабенького
рассказа состояло в том, что он зажег Лотрека и заставил его, не теряя ни
минуты, приняться за
выполнение заказа друга. С легкостью и удовольствием он сделал пером двадцать
три рисунка. На
рисунках, где лошади были изображены в движении, они были необычайно
выразительны.
Закончив работы, Лотрек тотчас же выслал рисунки Девиму. Они
свидетельствовали о том,
что художник ясно представляет себе, чего он ищет в искусстве, и, приступая к
рисунку, он уже
видит его.
"Я старался изобразить правду, а не идеал, - писал он. - Возможно, это и
порочно, но я
не опускаю ни одной бородавки, мне нравится украшать их вьющимися волосками,
закруглять их
и привлекать к ним внимание".
Свое сопроводительное письмо Лотрек подписал: "Начинающий художник". Он
трепетно
ждал мнения Девима и потому просил его ответить незамедлительно. "Напишите мне
побыстрее.
Я волнуюсь". Как он жаждал удачи! Обиженный жизнью, он теперь сомневался во
всем, и в своих
способностях - тоже.
Когда Лотрек получил от Девима похвальный отзыв, он был вне себя от
радости. "Я
прочел ваше милое и снисходительное письмо, и мне показалось, будто я немножко
тронулся, -
писал он, признательный и растроганный. - Я даже не помышлял о таком счастье: я
послал вам
свои жалкие наброски, и вы же меня благодарите. Вы с таким вниманием отнеслись
к моим
рисункам! Оставьте у себя те, что вам нравятся... Короче, - заканчивал он свое
письмо, - я
совсем потерял голову, я счастлив, я в восторге от мысли, что, может быть, ваша
проза, как
фейерверк, украсит мою галиматью, что вы протянете мне руку помощи на трудном
пути к
признанию и, наконец, что я вновь обрел нашу старую дружбу, которую время
сделало еще
крепче" 1.
1 Вопреки надеждам "жемчужина прозы" Девима не помогла художнику
завоевать признание.
Новелла его друга не была напечатана. Она увидела свет много позже (Edition du
Chene, 1953), но,
разумеется, только из-за рисунков Лотрека.
Продолжая готовиться - ничего не поделаешь! - к выпускным экзаменам,
Лотрек много
времени отдавал живописи. В Селейране и в Боске, куда он вернулся после курорта,
он заставлял
своих близких позировать ему и писал их портреты.
Своих добровольных натурщиков он изображает не без язвительности. Если в
портрет
матери, которую он уважает и любит, он вкладывает всю свою сыновью нежность, то
остальных
он не щадит. Одного из своих кузенов, мальчика лет десяти, он написал во весь
рост, высокомерно
|
|