|
досконально,
с наблюдательностью знатока изучал их движения. "Я напишу таких красавцев
скакунов!" -
сказал он отцу. "Да, намалевать их ты можешь!" - ответил граф Альфонс.
Ужасная фраза, особенно жестокая потому, что, произнося ее, граф
подсознательно
гораздо больше думал о себе, чем о сыне! Он скорбел не о нем. Уродство Анри
глубоко огорчало
его лишь потому, что он обманулся в своих ожиданиях. Он надеялся приобрести
товарища по
охоте, а лишился даже наследника. Конечно, для мальчика сделают все, что
возможно, не
пожалеют ни забот, ни денег. Но и только. В остальном же этот калека перестал
интересовать его.
Граф вел себя так, будто у него никогда не было сына. Рухнули все его надежды.
Разочарованный,
повергнутый в меланхолию, он одиноко жил в окружении своих суровых соколов.
Собаки, птицы, оружие, любовь.
За одну радость - стократное горе.
Бегите от бури
И от женщины, как от чумы.
За маленькую радость тяжела расплата
Влюбленных и охотников 1.
1 Эти стихи ирландского графа Макмагона были выгравированы в 1913
году графом Альфонсом на
ставнях его соколиного двора.
Недостойный отпрыск прославленного и могучего рода, Анри Лотрек стал
чужим - и он
знал это! - даже для своей семьи. Он был отсохшей ветвью. Трудно найти более
убедительный
способ подчеркнуть бесспорность этого: свое право первородства, которое
естественно должно
было перейти к его сыну, граф передал младшей сестре Алике.
"Тяжелый" 1 взгляд Лотрека иногда подолгу задерживался на родителях. В
нем
вспыхивало возмущение: это они сделали его таким! Но он тут же подавлял в себе
это чувство,
хотя иногда все-таки не мог удержаться от горькой шутки: "Моя мать - сама
добродетель, но она
не устояла перед красными штанами". Временами его смех напоминал рыдание.
1 Мэри Тапье де Селейран.
Он работал. Где бы он ни находился, он работал. Из Ниццы его перевезли в
Альби, затем в
Селейран и в Боск. В Боске, у "стены плача", он 4 ноября убедился, что за год
вырос только на
один сантиметр. Он работал без устали. Триста рисунков, около пятидесяти
полотен - таков
урожай 1880 года.
В Селейране он снова вернулся к пейзажу. В Альби он попытался написать
виадук
Кастельвьель, вид на который открывался с террасы Боска. Но если его работы,
где он передает
движение, обладают убедительной силой, если в его портретах тоже есть сила и
достоверность, то
его пейзажи совершенно безлики. Большие, неподвижные леса, застывшие в
августовской тиши
виноградники - какие они у него бесцветные! Впрочем, Лотрек больше не любил
природу.
"Природа меня предала", - говорил он.
А любил он все живое, волнующее, требующее от человека активности, все
то, что
напоминало ему его прежний мир, теперь утраченный. И не только это. В человеке
или животном
его привлекали черты особенные, отличающие их от других. Происхождение и
воспитание
приучили его признавать только индивида. Его привлекали странности. Они были
сродни ему и
оправдывали мысль, что каждый человек в какой-то степени урод. О, как
разнообразна жизнь!
Сколько в ней нелепого и чудесного, возвышенного и отвратительного! Лотрек
упивался этим
беспрестанно сменяющимся зрелищем. Да, он упивался им, оно в самом деле
доставляло ему
истинное наслаждение. Он любил рисовать. Рисунок стал для него смыслом жизни.
Это была его
охота.
Во время своих поездок Лотрек обычно вел дневник, в который он записывал
свои
|
|