|
снова-здорово: еще недавно глаза были хороши, а теперь, видите ли, пожалуй... И
вся семейка
толклась вокруг картины, выискивая изъяны, еще не замеченные".
"Бегал в поисках покупателей" - это отнюдь не образное выражение.
Приходилось в
буквальном смысле слова "бегать", чтобы оказаться первым. "Мне ничего не
удавалось продать.
Покупателей не было. А когда наконец кто-то появлялся, выяснялось, что его уже
перехватил
Моне". Моне был, несомненно, куда больше подготовлен к борьбе за жизнь, чем
Ренуар. К
счастью для него, потому что его положение было еще более трудным. "Дела из рук
вон плохи",-
писал он в 1868 году. Под влиянием непрерывных ударов и разочарований он
наконец
сломился.
Потрясенный тем, что его выгнали из трактира в Фекане, где он жил с Камиллой и
их сыном,
Моне бросился в воду. Но, сразу поняв, на какую "глупость" его толкнуло
отчаяние, он тут же
выбрался на берег. И хорошо сделал. Вскоре любитель живописи из Гавра, зять
городского
нотариуса г-н Годибер, пришел ему на помощь, купив и заказав несколько картин,
-
это дало
Моне небольшую передышку. Но увы, в Салон 1869 года картины Моне не приняли.
Несмотря на
присутствие Добиньи, жюри на этот раз оказалось непримиримым. "Меня радует, -
писал
родителям Базиль, - что к нам относятся с самой настоящей враждебностью.
Главное
зло исходит
от господина Жерома: он обозвал нас бандой сумасшедших и объявил, что считает
своим долгом
сделать все, чтобы наши картины не были допущены в Салон". Произведения Сислея
и
Сезанна
были отвергнуты, как и картины Моне, у большинства остальных батиньольцев -
Дега, Писсарро,
Базиля, Ренуара - приняли по одной картине. Картина Ренуара "Летом. Цыганка"
была
портретом Лизы, лицо которой выделяется на фоне бегло написанной листвы 1.
1 В настоящее время находится в Национальной галерее Берлина.
Из всех времен года Ренуар по-настоящему любил только лето. Минувшей
зимой он
написал в Булонском лесу сцену на катке, но больше никогда к этому мотиву не
возвращался. Он
боялся холода. "А впрочем, даже если хорошо переносишь холод, - говорил он, - к
чему писать
снег, это проклятье природы?" Ему нравились, его чаровали яркие краски, радости
весны и лета,
переливы света, теплые тени, зной полуденного времени года, трепет жизни в ее
здоровой, жаркой
полноте. Пока все это лишь отчасти выразилось в его творениях. Но это
переполняло его душу.
Человек, наделенный творческим даром, даже если он сам не до конца это сознает,
всегда
пытается облечь в художественную форму свою мечту. Эта мечта направляет все
поиски
художника. Через неудачи и полуудачи, провалы и случайные находки периода
ученичества он
наугад пытается нащупать, уловить свою мечту, пока наконец в один прекрасный
день не
запечатлеет ее в своем творчестве. В конечном счете мастерство, пожалуй,
состоит
не столько в
том, чтобы овладеть средствами выражения, сколько в том, чтобы понять правду
своего
внутреннего "я", которая как бы сама задает художнику определенный язык.
Творческое начало
обусловливается прежде всего именно этой мечтой. Влюбленный в летнюю пору,
Ренуар
протягивал руку к напоенным соками плодам.
Художники разъехались из Парижа кто куда. Базиль отправился в Лангедок,
|
|