|
"Положение сложилось такое, что через несколько лет мы либо победим, либо
погибнем. Верный
залог нашей победы в том, что наши ряды с каждым днем крепнут, к нам идет
молодежь, которую
уже не собьешь с толку, потому что она осознала свою судьбу и точно знает, к
чему стремится...
Неужели вы думаете, - продолжал Кастаньяри, - что Ренуар когда-нибудь забудет
оскорбление,
которое ему нанесли... Поскольку "Лиза" имела успех и знатоки ее заметили и о
ней спорили, ее
перевесили в чулан, на самую верхотуру, рядом с "Семьей" Базиля и "Кораблями"
Моне! Но
будьте уверены, это унижение его не сломит, наоборот, он будет упорно
продолжать
свое.
Сильные всегда упорствуют. Разве не упорствовал Курбе? Разве не упорствовал
Мане?"
В свою очередь Эмиль Золя, как всегда полный боевого задора,
предсказывал
в
"Л'Эвенман иллюстре" победу художников пленэра. "Классический пейзаж умер,
убитый жизнью
и правдой, - заявлял он. - Сегодня никто не осмелится утверждать, что природу
нужно
идеализировать, что небо и вода вульгарны и что без гармоничного и правильного
горизонта не
может быть прекрасного произведения... Наши пейзажисты выходят из дому на заре
с
этюдником
за спиной, счастливые, словно охотники, любящие природу. Они устраиваются где
придется -
может быть, вон там, на лесной опушке, а может быть, здесь, на берегу реки,
почти не выбирая
мотивов, всюду видя живой простор, полный, так сказать, человеческого смысла...
Они прежде
всего человечны и эту человечность вкладывают в любую написанную ими частицу
листвы. Это и
обеспечит долгую жизнь их творениям".
III
ОСТРОВОК ЛЕ ПОТ-А-ФЛЕР
Они наслаждались погожим днем, усталостью,
скоростью, струящимся вольным воздухом,
игрой воды, заливающим землю солнцем,
пламенем, отражающим все то, что оглушает
и дурманит во время этих плавучих прогулок,
тем почти животным опьянением жизнью,
которое дарит большая курящаяся река,
ослепляющая светом и безоблачной погодой.
Эдмон и Жюль де Гонкур. Манетт Саломон
Несмотря на то что их работы, выставленные в Салоне, привлекли внимание
публики,
Ренуар и Моне вступили в очень тяжкую полосу жизни.
Ренуар еле-еле сводил концы с концами. Он бегал в поисках покупателей,
пытался
получить заказ на портрет. Однако толку от этих усилий было мало. Он предложил
Шарлю Ле
Керу исполнить портрет его жены и сына, но дело не сладилось. Ренуару заказали
за сто франков
написать большую фигуру клоуна для кафе зимнего цирка на бульваре Фий-дю-
Кальвер, но
заведение обанкротилось, и картина осталась у Ренуара 1.
1 В настоящее время находится в музее Креллер-Мюллер в Оттерло.
"Если мне удавалось случайно раздобыть заказ на портрет, ох и трудно же
бывало
получить за него деньги! Помню, например, портрет жены сапожника - писал я его
за пару
ботинок. Каждый раз, когда я считал, что картина закончена, и мне уже
мерещились
мои ботинки,
приходила какая-нибудь тетка, дочь или старая служанка:
- Да неужто, по-вашему, у моей племянницы, матери, хозяйки такой длинный
нос?
Чтобы получить ботинки, пришлось одарить "хозяйку" носом мадам де
Помпадур. И
|
|