|
брал
себя в руки, у
кого только мог добивался поддержки и помощи, пусть даже самой незначительной,
наседая на
своих друзей, в частности на Базиля, и выговаривая им, если они недостаточно
быстро
откликались на его просьбы. Уехав с улицы Висконти в конце года, в январе 1868
года Моне
обратился к Базилю с письмом, полным таких язвительных жалоб, что возмущенный
Базиль
написал ему резкий ответ. Но потом, вспомнив бедственное положение Моне, Базиль
передумал и
не отправил письма.
Отношения Базиля с Ренуаром были куда более спокойными. Художники
позировали друг
другу. Написанный Ренуаром портрет Базиля за мольбертом 1 - долговязый художник
сидит
согнувшись у начатой картины - неожиданно заслужил одобрение Мане. До этого
времени Мане
довольно сдержанно относился к произведениям своего младшего собрата по
искусству. Впрочем,
его отношение не изменилось и в дальнейшем, только отныне, глядя на очередную
картину
Ренуара, Мане повторял: "Э-э нет, это не идет в сравнение с портретом Базиля".
1 В настоящее время находится в Лувре.
Молодые художники стали теперь чаще посещать собрания в кафе Гербуа.
Базиль
перебрался с улицы Висконти в квартал Батиньоль, в просторную мастерскую на
улице де ла Пе, 9
(эту улицу в том же году переименовали в улицу Кондамин). Ренуар и тут
поселился
вместе с
Базилем.
Не проявляй академики из жюри такой упрямой непримиримости, вряд ли
вокруг Мане
собрались бы люди, столь несхожие между собой, как завсегдатаи кафе Гербуа.
Человеческие
группировки и в самом деле обычно весьма неустойчивы. Они складываются под
давлением
обстоятельств, под влиянием симпатий, антипатий и интересов, которые в
определенный момент
объединяют данных лиц. Но само собой, у этих лиц может и не оказаться других
точек
соприкосновения, или, во всяком случае, их может оказаться недостаточно, чтобы
в
один
прекрасный день помешать распасться группе, в которую эти люди входят. Именно
так обстояло
дело с "батиньольской школой", как ее окрестили в насмешку; представителей этой
школы
разделяло очень многое: не только несходство темпераментов, но и происхождение,
принадлежность к разным кругам, воспитание, культура и даже политические и
социальные
взгляды. В самом деле, что было общего у элегантного Мане или его друга Дега с
Моне и
Ренуаром? Вначале Ренуар не без робости приближался к этим искушенным во всех
тонкостях
светской жизни состоятельным буржуа, которые держались с великолепной
непринужденностью и
чьих язвительных острот побаивались окружающие. Присутствие этих парижан
стесняло и
Сезанна, который маскировал свое смущение нарочитой грубостью манер. Даже
эстетические
взгляды представителей "школы" были весьма различны. Мане и Дега не признавали
пленэр.
Энгра, которого так почитал Дега, поносили большинство остальных батиньольцев.
Но, даже победив свою робость, Ренуар лишь изредка вставлял свое слово в
споры. Он
предпочитал отшучиваться или беззвучно смеяться при чьем-нибудь удачном ответе.
Если же он
высказывал свое мнение, то обычно мимоходом, в форме короткой шутки, иногда
парадоксальной
и "очаровательно нелепой". Однако под внешним легкомыслием и проказливостью
|
|