|
представленных художниками полотен. "Диана" Ренуара, как и "Женщины в саду"
Моне, была
отвергнута. Впрочем, ни один из членов группы не удостоился благосклонности
членов жюри, не
удостоились ее ни Писсарро, ни Сезанн, с которыми бывшие ученики Глейра сошлись
еще теснее
с тех пор, как в квартале Батиньоль, в кафе Гербуа, вокруг Эдуара Мане стали
собираться
художники и критики, убежденные, подобно Сезанну, что "Олимпия" открыла новую
эпоху в
истории живописи.
Хотя Мане мечтал о самой обычной, добропорядочно-буржуазной карьере, он,
помимо
своей воли, стал главой группы "непокорных" - батиньольских художников, которых
в
насмешку прозвали "бандой Мане". Возмущенный тем, что его не сочли достойным
участвовать
во Всемирной выставке и не допустили в залы, отведенные для Международной
выставки
изящных искусств, Мане в этом году не стал посылать свои картины в Салон. По
примеру Курбе,
который удостоил Международную выставку лишь "визитной карточкой" - четырьмя
картинами,
а сам устроил на площади Альма свою персональную выставку в специально
выстроенном для
этой цели помещении, Мане тоже выстроил поблизости павильон, где решил показать
пятьдесят
лучших своих произведений.
"Г-н Мане никогда не имел намерения протестовать. Протестовали против
него, когда он
этого совсем не ожидал..." - было написано в предисловии к каталогу этой
выставки. Ну да, у
истоков революции всегда лежит ослепление. Ослепление именно тех, против кого
она направлена
и кто не способен ее предвидеть, ибо не чувствует ее неизбежности. Догматизм
официального
мира искусства, тираническая жестокость, с какой его представители осуществляли
свою опеку
над художниками, привели к тому, что вот уже полвека это искусство
противостояло
всему, что
пыталось проявить себя вне его рамок. В эпоху, когда судьба художника почти
полностью
зависела от того, допущен ли он в Салон или нет и получил ли он там награды,
академики
поддерживали лишь послушных, заурядных, ловких и чинили препятствия всякому,
кто
хоть как-
то проявлял свою индивидуальность. Одним из наиболее характерных примеров
такого
ревнивого
надзора были унижения, каким подвергся Мане. Эжену Делакруа пришлось восемь раз
выставлять
свою кандидатуру в Академию художеств, прежде чем его туда приняли. Курбе
объявили
"антихристом физической и моральной красоты" 1. В Милле видели только мужлана.
А
Коро в
глазах господина де Ньюверкерке, суперинтенданта изящных искусств, был "жалким
человеком,
который водит по своим холстам губкой, смоченной в грязи". Даже Энгра (он умер
14 января 1867
года) - мастера, стоявшего настолько особняком, что он был едва ли не сектантом,
Энгра, от
которого берет свое начало академизм, - хотя им и восхищались, не понимали, и
его примеру не
следовали; слава, которой окружают человека, - тоже своеобразный способ
изолировать его и
предать забвению. Но искусство - это жизнь, а жизнь обуздать нельзя. Жертвы
академизма
начали выражать недовольство, назревал бунт.
1 Шарль Перрье. О реализме. - "Л'артист", октябрь, 1885.
|
|