|
краску
ножом на
полотне, когда писал натюрморты с цветами или пейзажные сценки, как, например,
ту, где
изображен Жюль Лe Kep с собаками в лесу 1. В начале мая Ренуар писал Жюлю, что
"открыл
настоящую живопись" 2. Вскоре он начал работать над своей первой большой
композицией -
"Трактир матушки Антони". На этом полотне изображена большая комната трактира,
где за
столом, с которого убирает посуду Нана, сидят Сислей и еще один посетитель.
Позади них стоят
матушка Антони и Жюль Ле Кер, на переднем плане пудель TOTO. Перед Сислеем
лежит
номер
газеты "Л'Эвенман" - это была своего рода дань признательности Золя за открытую
им
кампанию. Произведение это написано под явным влиянием картины "После ужина в
Орнане"
Курбе 3.
1 Речь идет о картине "Молодой человек с собаками на прогулке в лесу
Фонтенбло", которая в
настоящее время находится в Национальной галерее в Вашингтоне.
2 Цитируемое Дугласом Купером письмо Жюля Ле Кера матери.
3 Некоторые критики считают, что это полотно, которое в настоящее
время находится в
Национальном музее Стокгольма, написано в первые месяцы 1866 года. Но оно,
несомненно, написано
позже кампании, начатой Золя. Сезанн отдал подобную же дань признательности
Золя
в картине,
написанной в том же году, - портрете отца Луи-Огюста Сезанна, читающего газету
"Л'Эвенман".
Влияние Курбе еще более очевидно в портрете обнаженной Лизы, выполненном
почти
целиком мастихином, но менее резко, в более мягкой манере, чем у художника из
Орнана, -
картина эта была закончена только к началу 1867 года. Эта обнаженная, в которой
без утайки
выразилась любовь Ренуара к женскому телу, показалась кое-кому из его друзей
"не
совсем
приличной", возможно из-за фона, на каком художник изобразил ее без всякого
умысла, - скалы
и деревья в лесу. Сразу согласившись на уступки, главным образом потому, что
боялся снова
потерпеть неудачу в Салоне, Ренуар превратил Лизу в Диану-охотницу, добавив в
картине такие
детали, как лук и колчан. У ног девушки художник распростер убитую лань, а
бедра
Дианы
стыдливо прикрыл мехом.
Так с помощью мифологии Лиза была приведена в соответствие с
требованиями
благопристойности. Но уж не ироническим ли иносказанием звучал куплет,
сочиненный по
поводу картины обитателями Марлотт:
Старайтесь в Лизу не влюбляться,
Тут на успех надежды нет,
С любовью никогда не знаться -
Такой она дала обет.
Лицо Дианы - это умиротворенное лицо женщины, только что вкусившей
любовь
1.
Милая Лиза! В эти месяцы Ренуар пользовался любым предлогом, чтобы написать ее.
Он
исполнил ее портрет в профиль - Лиза склонила голову над рукоделием. Она же
послужила ему и
моделью для картины "Девушка с птицей" 2.
Однако не будем заблуждаться. Как бы ни был Ренуар влюблен в женщину, он
не
колеблясь предпочитал живопись любви. "Возвращался я совершенно разбитый. Но
стоило мне
|
|