|
случайно, какова
судьба полотен его друга по фамилии Ренуар. Добиньи прекрасно помнил большую из
его картин.
Увы, ее отвергли. "Мы сделали все, что в наших силах, чтобы этому помешать, -
заверил его
Добиньи. - Мы десять раз возвращались к этой картине, но так и не смогли
добиться, чтобы ее
приняли. Что вы хотите? Нас было шестеро "за", а все остальные - "против".
Скажите вашему
другу, - продолжал Добиньи, - чтобы он не отчаивался, в его картине очень много
достоинств.
Надо бы ему писать прошение, требуя выставки отвергнутых".
Предчувствие не обмануло Ренуара. Несмотря на суровость жюри, его
товарищам повезло
больше, чем ему. У Ле Кера приняли две картины, приняли два пейзажа Сислея,
который впервые
послал свои работы в Салон. Базилю посчастливилось меньше: у него взяли только
натюрморт,
которому он как раз придавал второстепенное значение. Что касается Моне, то его
прошлогодний
успех повторился - у него приняли обе картины: пейзаж; "Дорога в лесу
Фонтенбло"
и портрет
на пленэре Камиллы Донсье, которая уже некоторое время была его подругой.
В последнюю минуту Моне заменил этим портретом, написанным всего за
четыре дня,
монументальный "Завтрак", который он готовил для Салона. Послушавшись советов
Курбе, Моне
внес кое-какие поправки в картину, но после этого она перестала ему нравиться,
и
с досады он
раздумал посылать ее в Салон. К тому же ее пришлось оставить в залог у хозяина
дома, которому
Моне не мог заплатить долг за квартиру. Портрет Камиллы, "Дама в зеленом", был
замечен в
Салоне - его очень хвалили. Вне всяких сомнений, Моне выдвигался на первое
место
в группе.
Зато Курбе, казалось, становился главой всего нового движения в живописи.
В то время
когда безжалостные приговоры жюри подняли бурю в среде художников (начались
даже
уличные
выступления), когда, чуя направление ветра, друг Сезанна Эмиль Золя, только
недавно начавший
печататься, затеял в газете "Л'Эвенман" шумную кампанию против жюри, этого
"сборища
посредственностей", и прославлял величайшего из художников, которого оно
изгнало
из Салона,
- Эдуара Мане, Курбе со своей стороны снискал такой триумфальный успех, какого
еще не знал
никогда. "Наконец-то им крышка! - трубил он. - Все художники, вся живопись, все
теперь
пошло кувырком".
Курбе все больше и больше притягивал Ренуара. Избыток жизненной силы,
питавший
произведения этого уроженца Франш-Конте, широкая и непосредственная манера
передавать свое
видение природы, по сути, говорили Ренуару гораздо больше, чем изысканность,
виртуозность и
темперамент Эдуара Мане. А между тем Ренуару, как и Мане, была свойственна
обостренная
чуткость, восприимчивость, которая должна была бы сближать его с автором
"Олимпии". Однако
было в нем и нечто иное - душевное здоровье, щедрость жизненных сил, плотская
любовь к
жизни, ко всему, что рождается и цветет на земле, и это в большей мере роднило
его именно с
Курбе. Нет никаких сомнений, что о "Женщине с попугаем", выставленной в
последнем Салоне, о
ее трепетной наготе, изображенной с почти животной чувственностью, Ренуар не
сказал бы того,
что сказал об "Олимпии".
Вернувшись в Марлотт, Огюст стал применять технику Курбе, растирая
|
|