|
известный
художник. А если ты опять станешь своевольничать, денег от меня не жди!" Моне
нехотя
подчинился; в Париже присматривать за ним поручено было родственнику -
художнику
Тульмушу.
Прямой, упрямый, решительный, знающий, чего хочет, и уверенный в себе,
Моне обладал
уже немалым опытом в живописи. В Нормандии он работал вместе с Буденом и
Йонкиндом, в
Париже - с учеником Коро, уроженцем принадлежащих Дании Антильских островов
Камилем
Писсарро. Уроки Глейра вызывали у Моне раздражение. Через неделю после
поступления Моне в
мастерскую Глейр выправил один из его этюдов.
"Неплохо, совсем неплохо, но слишком передан характер модели. Перед вами
приземистый человек - вы его и пишете приземистым. У него огромные ноги - вы их
так и
изображаете. А ведь это все уродливо. Помните, молодой человек, когда вы пишете
человеческую
фигуру, вы должны все время думать об античных образцах. Природа, друг мой,
хороша лишь как
элемент обучения, но больше в ней ничего интересного нет. Главное - это стиль!"
В отличие от Ренуара, который послушно следовал наставлениям Глейра и
регулярно
участвовал в учебных конкурсах, где ему приходилось писать сюжеты вроде
"Одиссей
у
Алкинои" или "Расположение в перспективе четырех ступеней античного храма,
части
греческой
дорической колонны и косо поставленного камня", Моне с откровенной
враждебностью
относился
к Глейру и ему подобным. Он проводил в мастерской ровно столько времени,
сколько
было
нужно, чтобы Тульмуш, вздумай он его проверить, мог его там застать и не поднял
тревоги. Лувр
притягивал его не больше, чем мастерская. Когда Ренуару удавалось "едва ли не
силком"
затащить его туда, он смотрел только пейзажистов. В этом тоже крылась одна из
причин
разногласий между ним и Глейром, для которого пейзане - "упадочное искусство" -
годен был
лишь "служить обрамлением или фоном".
Как бы ни были различны по характеру Ренуар и трое его новых товарищей,
очень скоро
они обнаружили между собой много общего. Среди учеников Глейра они составили
особую
группу. Их дружба крепла, а события 1863 года выявили ее подлинное значение.
13 августа умер Делакруа, с которым художники академического толка
продолжали вести
борьбу. За несколько месяцев до его смерти Моне и Базилю из мастерской их
приятеля,
расположенной на улице Фюрстанбер, довелось увидеть, как работает Делакруа. Они
были очень
удивлены, обнаружив, что натурщик не стоит неподвижно, а все время меняет
положение. Со
смертью Делакруа исчезла самая заметная фигура в свободной живописи, которую
теперь
представляли всего несколько человек, в частности поборник реализма Курбе. Но
внимание
публики уже привлекло новое имя - и привлекло скандальной шумихой. Примерно в
то
самое
время, когда Моне и Базилю посчастливилось наблюдать за стоящим у мольберта
Делакруа, они
увидели в галерее на Итальянском бульваре работы в ту пору почти совсем
неизвестного
художника - Эдуара Мане. Дело было в марте. Потом начались яростные споры и
протесты,
волновавшие художественный мир перед открытием 1 мая официального Салона. В то
|
|