|
время
частные выставки были редкостью. У художника, который хотел заинтересовать
публику своими
произведениями, по сути дела, не было другого выхода, кроме как представить их
в
официальном
Салоне, а чтобы попасть в Салон, надо было получить одобрение жюри, состоящего
из самых
заядлых сторонников академизма. В 1863 году отвергнутых работ оказалось так
много и это
вызвало такой взрыв негодования, что произвело впечатление на Наполеона III, и
он решил
открыть вне рамок официального Салона Салон отвергнутых. В центре внимания
Салона
отвергнутых было произведение, над которым глумились, которое освистывали,
осыпали
издевками, насмешками, бранью и сарказмами, как еще ни одну картину, ни в одной
стране, ни в
какую эпоху, - картина того же самого Эдуара Мане "Завтрак на траве".
Для человека, способного улавливать скрытый смысл происходящего,
выделять
в
беспорядочном с виду нагромождении событий силовые линии, которые их направляют,
было
совершенно очевидно, что теперь, в 1863 году, занимается новая эра живописи и
уже начали
признавать друг друга и объединяться те, кому вскоре суждено стать ее
представителями.
Не одни только члены группы, выделившейся в мастерской Глейра, обращали
свои
взгляды к Мане, элегантному буржуа, которого насмешки и проклятия публики
повергали в
полное недоумение. В другой парижской мастерской, академии Сюисса на набережной
Орфевр,
работал провансалец Поль Сезанн. И для него кумиром был Делакруа, но "Завтрак
на
траве" его
потряс. В академии Сюисса Сезанн познакомился с Писсарро, которого уже знал
Моне. И вскоре
между двумя мастерскими завязалась дружба. Базиль, которого представили Сезанну,
привел
провансальца к Писсарро и Ренуару. "Нашего полку прибыло", - объявил он.
Наконец произошло еще одно событие, последствия которого укрепили узы
дружбы
Ренуара и его товарищей по мастерской Глейра. Автор картины "Погибшие мечты" в
январе 1864
года закрыл свою мастерскую, отчасти за неимением денег, но скорее всего - по
более серьезной
причине. С тех пор как он когда-то совершил путешествие на Восток, Глейр
страдал
болезнью
глаз. За последние годы зрение его ухудшилось. Опасались, что ему грозит
слепота. Его ученики
очень о нем горевали. Как писал родителям Базиль, "Глейра... горячо любят все,
кто его знает". О
том, что мастерская прекращает работу, в особенности сожалел Ренуар.
Но то, что вначале так огорчило друзей, вскоре обернулось и хорошей
стороной. Весной
минувшего года Моне и Базиль провели неделю в лесу Фонтенбло в Шайи-ан-Бьер.
Эти
места так
"очаровали" Моне, что, несмотря на нотации Тульмуша, он с опозданием вернулся
на
занятия в
мастерскую. И теперь четверо друзей решили весной поехать в Шайи.
5 апреля в Школе при Академии объявили результаты экзамена - это был
последний
экзамен, который пришлось держать Ренуару. Отныне его школой станут природа и
жизнь.
В результате реформы Наполеона III жюри Салона стало на три четверти
выборным,
выбирали его сами художники. Однако это мало что изменило. Жюри осталось по-
прежнему
академичным. Впрочем, в 1864 году оно держалось более снисходительно и приняло
картину,
которую решился представить Ренуар - "Эсмеральда, танцующая среди бродяг", -
|
|