|
разговаривает сам с собой!
Но Гоген не замечал издевательского интереса, вызванного его особой. Он
писал. С той
поры, как вечерами в Копенгагене он обдумывал свою эстетическую теорию, на
практике его
живописная манера почти не изменилась. В нем все созревало очень медленно. Он
действовал,
повинуясь не порывам, а рассуждению. Тем не менее он незаметно удалялся от
импрессионизма,
хотя и продолжал пользоваться его рецептами. Однако если в его пейзаже
появляется животное, то
это почти всегда корова: могучие формы коровы, ее монументальное спокойствие
отвечали его
антиимпрессионистической тяге к мощным структурам. В эти дни, проведенные в
Дьеппе, Гоген
сделал еще один шаг в сторону того искусства, которое он уже провидел: в
картине
"Купальщицы", которую он написал на пляже, он упростил цвет и обвел контуры
четкой линией.
Но, увы, это был слишком краткий опыт. Гогену пришлось вернуться в Париж.
Он бродил по Парижу без денег, без крова, ночуя, где придется, иногда у
Шуффенекера,
иногда даже у представителя фирмы Дилли. Мари поспешила вернуть ему Кловиса. К
счастью,
Жоббе-Дюваль и его жена выразили желание на неделю взять к себе мальчика. Гоген
искал, где бы
снять квартиру, и просил Метте прислать ему постельные принадлежности. Пытался
он "временно
найти местечко на бирже". Большую часть его коллекции картин Метте вывезла в
Данию. Но
некоторые остались в Париже. Он пытался продать их, надеялся выручить шестьсот
франков за
одну картину Писсарро и одну Ренуара. "Как только я их получу, вышлю тебе
двести
франков", -
написал он Метте, которая "хныкала".
В начале октября Гоген нашел квартиру в районе Северного вокзала - на
улице Кай, 10.
Но постельное белье, о котором он просил Метте, так и не пришло. Гоген взял к
себе Кловиса и
кое-как устроился на новом месте. Для мальчика он взял на прокат кровать, а сам
довольствовался
матрацем - он спал на нем, укрывшись походным одеялом. Питались они более чем
скудно. "Не
беспокойся о Кловисе, - писал Гоген жене. - ...Яйцо, немножко риса, и он ест за
обе щеки,
особенно когда на десерт бывает яблоко".
Но Метте, как видно, не слишком утруждала себя беспокойством. После того
как Гоген
объяснил ей, что о месте на бирже он мечтал, "просто чтобы продержаться до тех
пор, пока не
настанут лучшие времена для живописи", и сообщил, что продажа картин Писсарро и
Ренуара
сорвалась, она снова перестала писать.
Гоген проводил время в хлопотах. Места на бирже получить не удалось. Не
нашлось
покупателей на Ренуара и Писсарро. Он жил щедротами случайных знакомых. Сына
кормить было
почти нечем. Ко 2 ноября он все еще не получил от жены ни писем, ни белья.
"Послала ли ты
вещи, о которых я тебя просил? Мне они нужны сейчас позарез". И в самом деле,
грянули холода.
Отец с сыном мерзли в квартире, где было нечем топить. А у Кловиса не было даже
теплой
фуфайки.
Наконец в ноябре Гоген все-таки получил письмо от жены - Метте хотела
знать, сколько
стоят некоторые картины из коллекции мужа, она собиралась их продать. Гоген
удивился и
встревожился: "Если так будет продолжаться, у меня в один прекрасный день
ничего
не
останется". Он пытался убедить жену не продавать двух картин Сезанна: "Я очень
|
|