|
не способен
заработать ни гроша, хотя ему надо кормить жену и пятерых детей.
Гоген отмалчивался. Он ходил с образцами товаров из больницы в лавку
шорника, из
конторы управления Зеландских железных дорог в контору Арсенала. "Даже детей
подучивают
говорить: "Папа, давай денежки, а не то, папочка, пеняй на себя!" Наконец в
последних числах
марта Гоген получил в Арсенале заказ на сто двадцать пять метров брезента.
Воспользовавшись
этим, он попросил Дилли и К°, чтобы ему разрешили взять вырученную сумму в счет
аванса. Но
это не могло спасти положения. За семикомнатную квартиру, в которой поселилась
Метте,
приходилось платить слишком дорого - четыреста крон за полгода. В апреле Гогены
перебрались
в более скромную квартиру, на Норрегаде, 51. Метте это дало новый повод злиться
на мужа. Муки
тщеславия, пережитые ею в Париже и в Руане, не шли ни в какое сравнение с теми,
что ей
приходилось переживать здесь, где все ее знали, где каждый ее шаг был на виду и
люди
злословили о ней и о торговце брезентом. Она шпыняла мужа, осыпала упреками,
обвиняла в
эгоизме и в бесчувственности! О, если бы не дети! Они ее настоящее утешение,
подлинная цель
жизни. Она больше мать, чем жена, твердила Метте. И, однако, озлобленность
против мужа
внушала этой матери неприязнь к некоторым из детей - эти чувства в ней
поддерживала ее семья.
Кловис и Алина - мальчику шесть, а девочке семь с половиной лет - особенно
любимы отцом,
на которого они похожи, и этого довольно, чтобы семейный клан в отместку
охладел
к ни в чем не
повинным детям. Жестокая, но правдивая деталь. Впоследствии Гогену пришлось
даже
просить
Метте преодолеть себя и поласковей обходиться с Кловисом. "Этот ребенок не
должен
чувствовать, что ты и твои родные не расположены к нему. У него чуткое сердце -
он ничего не
скажет, но будет страдать". В другой раз - уже много лет спустя (потому что
этот
бессердечный
отец не переставал тревожиться о детях) - он с горечью напишет об Алине: "Я
знаю, что она
немного похожа на меня, и по этой причине ты относишься к ней в какой-то мере,
как к чужой.
Она понимает, что ты ее не слишком любишь, и она несчастлива".
17 апреля Гоген отправил письмо управляющим фирмой Дилли и К°:
"Вы пишете мне, что создается впечатление, будто я отчаялся. Это не
совсем так, но
признаюсь, я устал от беготни и встреч, которые много обещают, но сулят
заработки только в
далеком будущем... Эти господа отнюдь не всегда держатся любезно, а сегодня из-
за таможни,
чтобы доставить товар в Арсенал, мне пришлось хлопотать и бегать с половины
одиннадцатого до
трех часов по конторам и в порту. Надо признать, что если я и заработаю у вас
деньги, то не
даром".
Молчальник начал терять терпение. Его принимали, выслушивали,
разглядывали его
товар, а потом откладывали заказы на неопределенный срок: "Приходите недель
через шесть или
месяца через три, может, мы что-нибудь и решим". И Гоген забирал свои образцы и
отправлялся
обивать другие пороги. Трудности, отказы, отсрочки, ожидание - в итоге он
раздражался. "Эти
господа отнюдь не всегда держатся любезно". Но и Гоген тоже. Однажды он схватил
со стола
|
|