|
** Около 37500 новых франков.
Метте пугала расточительность мужа, громадные суммы, выброшенные на
холсты и
рисунки. Впрочем, она вообще никогда не понимала и не поймет никогда, что есть
на свете люди
настолько безумные, что рвут друг у друга из рук за бешеные деньги
прямоугольные
куски холста,
покрытые краской, когда на свете есть столько возможностей истратить деньги с
пользой! Но
Писсарро, советами которого руководствовался биржевой маклер, уверял, что это
надежное
помещение капитала, и Метте хотелось верить, что ее "земляк" прав. Да и потом,
как она могла
противодействовать Полю, который приносил в дом столько денег и приучил ее к
роскоши - к
роскоши, от которой бывшей гувернантке теперь будет очень трудно отказаться.
Ведь Поль такой
снисходительный муж!
Гоген накупил полотна Писсарро, Гийомена, Ренуара (ему повезло - он
приобрел работу
Ренуара за 30 франков), Моне, Сислея, Дега, Сезанна (среди последних -
великолепный
натюрморт), Мэри Кассат 23, Домье, Йонкинда, Леви-Брауна 24. У Дюран-Рюэля он
купил также
"Голландский пейзаж" Мане. Желая приобрести еще какое-нибудь произведение
творца
"Олимпии", Гоген обратился к самому художнику, и тот за пятьсот франков продал
ему пастель
"Фуфайка" *.
Возможно, что именно тогда, увидев картину Гогена, Мане похвалил
художника. "Очень
хорошо! - сказал он, прищелкнув языком, что выражало у него восхищение.
- Что вы! - возразил Гоген. - Я всего лишь любитель!
- О, нет! - ответил Мане. - Любители - это те, кто пишут плохие картины".
"Мне было приятно это услышать", - скажет впоследствии Гоген **.
* Эта покупка упоминается в неизданной записной книжке Мане
(Национальная
библиотека,
Кабинет эстампов).
** Это была не просто любезность. О том, что Мане интересовался Гогеном,
подтверждает его друг
Антонен Пруст (Воспоминания об Эдуарде Мане, с. 45).
А на бирже курс акций продолжал повышаться. Люди старались перехватить
друг у друга
новые облигации. Спекулянты, не колеблясь, заключали займы, чтобы заработать
еще
больше.
Облигации Всеобщего союза, в декабре 1879 года котировавшиеся по семьсот
пятьдесят франков,
в конце 1880 года стоили уже больше девятисот.
Гоген, с головой уходя в работу, писал и рисовал на улицах района
Вожирар.
Дега, чтобы выразить свое уважение "любителю", купил у него картину.
*
В разгаре биржевой горячки "добряк Шуфф" сохранял трезвость ума.
Воспитавшие его
дядя и тетка умерли. Унаследовав от них небольшой капитал в двадцать пять тысяч
франков,
Шуфф решил не рисковать им в биржевой игре.
Во время осады 1870 года он познакомился на парижских бастионах с
молодым
человеком,
который изобрел особый метод производства накладного золота, но у него не было
средств, чтобы
осуществить свое изобретение. Шуффенекер вошел с ним в долю. Это было надежное
предприятие, компаньоны вели дело осторожно, счетоводство лежало на Шуффе - и
оно стало
медленно, но верно развиваться.
"Шуфф - буржуа!" - говорил Гоген.
Этот мягкий, робкий и разумный человек готовился совершить большую
глупость. Его
уговаривали жениться, и он склонялся к тому, чтобы дать согласие. Невеста,
Луиза, его дальняя
|
|