|
хранившее
серьезное выражение, иногда смягчалось улыбкой. Глаза прояснялись - из
серовато-
зеленых
становились голубыми. Гоген слушал.
В семье Ароза почти не говорили о финансовых делах. Гюстав Ароза и его
брат Ашиль
при первой возможности отвлечься от деловых забот возвращались к любимой теме -
искусству,
живописи. Несколько лет назад Гюстав расширил круг своей любительской
деятельности.
Оп уже не ограничивался коллекционированием. Откупив патент на особый
метод
фототипии, он иллюстрировал такие художественные издания, как "Колонна Траяна"
Вильгельма
Френера или "Прудон" Шарля Клемана. Всех, кто их окружал, Ароза заражали своей
страстью к
искусству. Младшая дочь Гюстава, Маргарита, хотела стать художницей. Даже
крестник Ашиля,
мальчик лет девяти-десяти, пытался что-то писать на холсте и твердил, что,
когда
вырастет, тоже
станет живописцем *.
Часто по воскресным дням в доме Ароза в Сен-Клу на улице Кальвер или в
Вирофлейском
лесу Маргарита и Гоген устанавливали рядом свои мольберты: девушка обучала
биржевого
посредника начаткам живописи.
Надо полагать, Гоген не заставил себя долго упрашивать, чтобы взять в
руки кисти,
которые ему предлагала Маргарита. Этот сдержанный и пассивный с виду юноша,
этот
углубленный в себя молчун, который мальчиком вырезал рукоятки кинжалов, а
матросом рисовал
на корабле, испытывал потребность выразить себя, но не в беседе, не в играх, не
в дружеских
отношениях. Он, который с материнской стороны через семью Шазаль вел свое
происхождение от
людей, так или иначе имевших отношение к искусству **, занимаясь живописью,
удовлетворял
тем своим смутным, но изначальным потребностям, которые человек, обнаруживший
их
в себе,
начинает считать неотъемлемой частью своего "я".
* Этот мальчик, тайна рождения которого до сих пор не раскрыта, до
десятилетнего возраста жил у
Ашиля Ароза. В 1872 году, после своей женитьбы, финансист с ним расстался.
Мальчик стал в дальнейшем
не художником, а музыкантом. Это был Ашиль-Клод Дебюсси. С того момента, как
они
расстались, и
вплоть до своей смерти Дебюсси никогда больше не упоминал имени своего
крестного
отца.
** Брат Андре Шазаля, Антуан, профессор при Музее естественной истории,
умер в 1854 году. Он
регулярно выставлял свои полотна в Салоне. В 1831 году он удостоился медали
второго класса. Его сын
Шарль-Камиль, родившийся в 1825 году, пошел по его стопам. С 1849 года он
выставлялся во всех Салонах.
В 1851 году удостоился медали третьего класса. В 1861 - второго (Шарль-Камиль
Шазаль умер в 1875
году).
Стоя рядом с Маргаритой, Гоген делал наброски пейзажей. Само собой он
писал под
влиянием многократно виденных в доме Ароза произведений, которые братья охотно
ему
поясняли, в частности произведений Коро. "Дивный Коро... Он был мечтателем,
глядя на его
полотна, я тоже предаюсь мечтаниям".
Гоген мечтал, глядя и на другие полотна - не только на те, что были
собраны у братьев
Ароза, как полотна Делакруа, которым он всю жизнь будет восхищаться ("У этого
человека
темперамент хищника"), Курбе и Домье, "который лепит иронию". Когда у биржевого
|
|