|
посещал музеи, но также много читал. Читал Гейне, Китса, Лонгфелло, Гюго. Читал
также
Джордж Эллиот "Сцены из жизни духовенства". Эта книга Эллиота стала для него в
литературе
тем, чем была для него в живописи картина Рембрандта "Чтение Библии". Он мог бы
повторить
слова, некогда произнесенные госпожой Карлейль по прочтении "Адама Бида" того
же
автора:
"Во мне проснулось сострадание ко всему роду человеческому". Страдая, Винсент
испытывает
смутную жалость ко всем страждущим. Сострадание есть любовь, "каритас" - высшая
форма
любви. Порожденное любовным разочарованием, его горе вылилось в иную, еще более
сильную любовь. Винсент занялся переводом псалмов, погрузился в благочестие. В
сентябре он
объявил брату, что намерен расстаться с Мишле и Ренаном, со всеми этими
агностиками.
"Сделай и ты то же самое", - советует он. В начале октября он настойчиво
возвращается к той
же теме, спрашивает брата, действительно ли тот избавился от книг, которые во
имя любви к
богу, право, следовало бы запретить. "Страницу Мишле по поводу "Женского
портрета"
Филиппа де Шампеня ты все же не забывай, - добавляет он, - и не забывай Ренана,
Однако
расстанься с ними..."
И еще Винсент писал брату: "Ищи света и свободы и не погружайся слишком
глубоко в
грязь этого мира". Для самого Винсента грязь этого мира сосредоточена в галерее,
куда каждое
утро он вынужден направлять свои стопы.
Господа Буссо и Валадон, зятья Адольфа Гупиля, основавшего эту галерею с
полвека
назад, стали после него директорами фирмы. Им принадлежали три магазина - на
площади
Оперы в доме 2, в доме 19, на бульваре Монмартр, и в доме 9 на улице Шапталь. В
этом
последнем магазине, разместившемся в роскошно обставленном зале, служил Винсент.
С
потолка свисала блестящая хрустальная люстра, освещая мягкий диван, где
отдыхали
клиенты
- завсегдатаи этого модного заведения, отдыхали, любуясь картинами в нарядных
позолоченных рамах, развешанными по стенам. Здесь - тщательно выписанные работы
прославленных метров тех лет - Жан-Жака Энне и Жюля Лефевра, Александра
Кабанеля
и
Жозефа Бонна, - все эти импозантные портреты, добродетельные ню, искусственные
героические сцены - слащавые картины, вылизанные и прилизанные именитыми
мастерами.
Это слепок мира, силящегося скрыть свои пороки и нищету за лицемерными улыбками
и
фальшивой добропорядочностью. Именно этого мира бессознательно страшится
Винсент. В
этих банальных картинах он чувствует фальшь: в них нет души, и его оголенные
нервы
болезненно улавливают пустоту. Снедаемый неутомимой жаждой добра, измученный
непреоборимым стремлением к совершенству, он вынужден, чтобы не умереть с
голоду,
торговать этим жалким хламом. Не в силах смириться с такой участью, он сжимал
кулаки.
"Что вы хотите? Такова мода!" - сказал ему кто-то из коллег. Мода!
Хвастливая
самоуверенность, глупость всех этих кокеток и франтов, посещающих галерею,
раздражала его
до крайности. Винсент обслуживал их с нескрываемым отвращением, а бывало, даже
покрикивал на них. Одна из дам, оскорбившись таким обращением, обозвала его
"голландским
мужланом". В другой раз, не в силах сдержать раздражения, он брякнул своим
|
|