|
рестораном папаши Латюиля. Для художников там всегда оставляют два стола слева
от входа. Поспорить приходят в это кафе Гийеме и Базиль, а иногда Писсарро и
другие художники - Фантэн-Латур или Дега - человек резкий, злой на язык, бывают
здесь литераторы и критики, такие, как Дюранти, Теодор Дюре; заходит сюда и
писатель Леон Кладель. К числу неизменных участников этих сборищ принадлежит и
Золя. Гийеме пытается затащить в кафе Сезанна. Но тому совсем не по душе эта
компания. Она отпугивает угловатого провинциала, каким он остался вопреки своей
браваде, вызывает в нем робость и гнев. Подозрительно смотрит Сезанн на
завсегдатаев Гербуа. "Все это сплошь мерзавцы, а разодеты как! Что твои
нотариусы", - говорит он Гийеме, не скрывая своего недоверия к ним. К тому же
дискуссии "батиньольской группы" (так не замедлили окрестить друзей Мане)
кажутся ему бесплодными и поверхностными.
Здесь шутят, острят, исподтишка поддевают друг друга - на это Мане и Дега
особенные мастера, - отпускают колкости, завуалированные улыбкой, что придает
им
еще большую остроту.
Сезанн ни в коей мере не способен принимать участие в подобных блестящих
беседах. "Это зубоскальство просто злит", - заявляет он коротко и ясно.
Особенно
раздражает его Мане, ему претят его шутливые выпады, утонченная элегантность и
манеры породистого джентльмена, его раздвоенная, изящно подстриженная борода,
замшевые перчатки, панталоны броских цветов, короткие пиджаки, его гонор и
насмешливая пренебрежительность буржуа. Кстати говоря, Мане, тот самый Мане, на
которого Золя смотрит во все глаза, в конечном счете не очень-то самобытен!
Фантазии у него ни на грош, в его замыслах всегда чувствуется чье-то влияние.
"Сборище скопцов!" Крайне редко отваживается Сезанн заглянуть к Гербуа. Когда
же
ему случается зайти туда, он, разыгрывая неотесанного деревенщину, ведет себя
подчеркнуто неприлично. Еще с порога распахивает куртку, без стеснения
подтягивает брюки, поправляет свой широкий красный кушак. Со всеми
присутствующими он обменивается рукопожатием. Но перед Мане снимает головной
убор и, чуть гундося, говорит: "Вам, господин Мане, я руки не подаю, я уже
неделю не умывался"[70 - Приведено Марком Эльдером в его книге "В Живерни у
Клода Моне".].
Сезанн садится поодаль. За вечер он, как правило, не произносит ни слова;
хмурый, насупленный, он кажется погруженным в думы. Слышит ли он, о чем здесь
толкуют? Трудно сказать. Однако стоит кому-нибудь выразить неугодное ему мнение,
как он неожиданно прерывает молчание и, внезапно побагровев, уже не владея
собой, начинает яростно, с пеной у рта, возражать "вольнодумцу" или же резко
вскакивает и, ни с кем не попрощавшись, покидает кафе. Подобные выходки
неприятно поражают завсегдатаев кафе Гербуа. Сезанн? Грубиян, дикарь,
невозможный, неуживчивый субъект. Какой-то скиф!
Такое отчуждение страшно огорчает Золя: Сезанн вступил на опасный путь, надо бы
ему научиться сдерживать себя, подобное поведение не способствует "успеху". Для
"успеха" мало одного таланта. Нужны еще неизменный такт и умение делать карьеру.
Богема до добра не доведет. Золя это настолько хорошо известно, что сам он изо
всех сил тянется к обеспеченной жизни, к прочному буржуазному быту. Две женщины
хлопочут теперь у его очага - мать и прекрасная Габриэль: отныне она и Золя
живут как муж с женой. Такое положение, несмотря на имеющиеся в нем нарушения
общепринятых норм, вполне отвечает внутренней склонности Золя. Бывший
восторженный почитатель Мишле остался верен по крайней мере одному из его
идеалов: концепции моногамной любви. Первая любимая должна быть навеки любимой.
Габриэль и будет ею. Сталкиваясь с женщиной, Золя испытывает ту же
растерянность, тот же страх, что и Сезанн. Его скрытые опасения рядятся в тогу
любовного идеализма: он "из тех, у кого совершенно нет мужества пойти на
разрыв... из отвращения к переменам, из боязни неизвестности"[71 - Различные
цитаты этого отрывка взяты у Золя ("Мадлена Фера" и "Творчество").]. Но если
Золя идеализирует эти страхи, то вслед за тем он объявляет созданный идеал
высшим благом: поскольку единобрачие дает покой, Золя видит в нем "условие,
необходимое великим творцам современности для продуктивной работы, для
регулярного и основательного труда". Возможно, любовь Золя и Габриэль не так
сильна, как позволяет предполагать прочность их связи, возможно, они дают друг
другу "не столько любви, сколько успокоения", возможно, у них имеются какие-то
тягостные для обоих воспоминания; и они замалчивают то, что могло бы развести,
разлучить их? А может быть, взгляды их на цель жизни настолько совпадают, что
это скрепляет их союз лучше всякого брачного договора, как знать? Габриэль
|
|