|
находит каждый вечер, едва садится солнце и начинает моросить. Тут на меня
нападает уныние". Он даже не читает больше. "Между нами говоря, - заявляет он
Золя, - искусство ради искусства - полнейшая нелепость". Забросив кисти, он на
четыре-пять дней погружается в мрачное бездействие. "Страшная штука жизнь!"
По счастью, в первой половине октября в Экс приезжает весельчак Гийеме с женой
Альфонсиной. Гийеме уже один месяц в начале года провел в Эксе. Ему так
понравился этот край, что он снова вернулся сюда. Благодаря легкому нраву ему
здесь все как нельзя более улыбается. То, что Сезанн видит в черном свете, он
видит в розовом: погода великолепная, люди приятные. Сезанн явно на хорошей
дороге, картины его превосходны и все прочее под стать тому. В своем прекрасном
настроении Гийеме не боится даже чуточку потормошить Луи-Огюста, внушая ему,
что
он должен раскошелиться для сына: неужели же Гийеме-отец, торговец вином в
Берси, стал бы так скряжничать?
Задор Гийеме не может не расшевелить Сезанна. Оба художника, а с ними и Марион
частенько уходят в холмы и там, где-нибудь неподалеку от плотины, работают. Как
ни радует Сезанна пересыпанное прибаутками одобрение Гийеме, он все равно
сердито фыркает: "Упадок, оскудение!" 2 ноября он признается Золя в том, что
пресловутая картина, для которой ему позировали Марион и Валабрег, не удалась и
что "Семейная вечеринка" получилась не лучше. "Однако я буду настойчив,
возможно, в другой раз выйдет". Сезанн снова с яростью набрасывается на
портреты. Дядя Доминик, всегда готовый к услугам племянника, ежедневно позирует
ему, а Гийеме в это время "донимает его своими несносными шуточками"[69 -
Валабрег, письмо к Золя, ноябрь 1866 года.]. Каждый день после полудня Сезанн
пишет очередной портрет дяди. Но и Валабрега тоже подвергают пытке, заставляя
позировать. А какой толк? Валабрег у Сезанна "раскрашен так ярко", что
напоминает "статую аббата Шанфлери, после того как ее вымазали соком
раздавленных тутовых ягод".
Гийеме - в прошлом ученик Коро - часто рассказывает Сезанну о великом
пейзажисте. Но Сезанн ценит Коро не больше, чем Энгра "А ты не находишь, -
спрашивает он Гийеме, - что у твоего Коро маловато "temmperammennte"? И,
решительно переведя разговор на свой портрет Валабрега, заявляет: "Вот этот
блик
на носу, чистейший вермильон!"
* * *
Январь 1867 года. Сезанн возвращается в Париж, по-видимому в сопровождении
Гийеме. Перед тем как покинуть Прованс, он посылает одно из своих полотен
марсельскому торговцу картинами, который собирается устроить выставку. Валабрег
(он остался в Эксе) пишет Золя, что полотно это "натворило много шуму: на улице
собралась толпа, все были ошеломлены. Интересовались фамилией художника. В
людях
пробудилось любопытство, и это создало какое-то подобие успеха. А в общем, -
добавляет он, - я думаю, что, если бы эта картина еще немного оставалась на
витрине, публика в конце концов разбила бы стекло и разорвала полотно".
На Сезанна вопреки его показному фанфаронству такое глумление подействовало
неприятно. К тому же и Валабрег, кажется, невысокого мнения о его работах; и
даже Золя, догадывается Сезанн, обманут в своих надеждах. Все это он принимает
близко к сердцу, но виду не подает и долгое время прячет разочарование под
шутовской личиной. Его бравада лишь самозащита, так же как и все его грубые
выходки и высказываемое им недовольство по поводу начатых работ. "Я еще ни разу
ничего не довел до конца, ни разу, ни разу".
В своей подлинной неудовлетворенности, которую он склонен подчеркивать,
преувеличивать, он непрестанно сетует на неспособность успешно, то есть так,
как
бы он хотел, завершить свои работы. "Беспросветно мое будущее!"
Золя приглядывается к другу. Уж не сковывает ли бедного Поля ограниченность
способностей? - с грустью думает он.
За последние несколько месяцев Золя очень сблизился с Мане. Он нравится ему и
как человек и как художник. Золя ценит в нем благовоспитанность, тонкий ум,
вдохновенный пыл, непринужденность манер. За последний год у Мане и его друзей
вошло в привычку каждый вечер, а уж по пятницам обязательно, с наступлением
темноты, когда работать в мастерской становится невозможно, встречаться в кафе
Гербуа, расположенном в Батиньоле на Гранд-Рю, в доме № 11, рядом со знаменитым
|
|