|
дружбы, собралось здесь; кто знает, что уготовано нам в будущем, но пока все мы
работаем, боремся.
Господин Сезанн, - особо отмечает Ру, - один из тех способных учеников, коих
наша экская школа поставляет Парижу. Там у нас он оставил по себе память как
неутомимый труженик и добросовестный ученик. Здесь же благодаря своей
настойчивости он предстанет перед нами как замечательный мастер. Большой
поклонник картин Рибейры и Сурбарана, наш художник идет самобытным путем, что
накладывает на его творчество особый отпечаток. Я видел его за работой в
мастерской, и если не могу еще предсказать ему такого блестящего успеха, какой
был у тех, кем он восторгается, то совершенно уверен, что он никогда не создаст
ни одного посредственного творения. В искусстве же нет ничего хуже
посредственности. Будь каменщиком, коли это тебе по душе, но раз ты художник,
то
умри, а не разменивайся.
Господину Сезанну умирать не придется; экская школа дала ему твердые принципы,
здесь он нашел прекрасные примеры, а у него самого хватит мужества, упорства и
трудолюбия, чтобы достичь своей цели.
Если бы не боязнь совершить бестактность, я бы высказал вам свое суждение о
некоторых его полотнах. Но скромность Г-на Сезанна не позволяет ему считать
достаточным то, что он делает; я не хочу оскорбить в нем щепетильность
художника. И жду, когда он познакомит всех со своим творчеством. В тот день о
нем заговорят многие, не только я один. Он принадлежит к школе, которая
пользуется исключительным правом бросать вызов критике".
Подобное распоряжение, несомненно, получил не только Мариус Ру, но и Маргери,
который тоже увлекается литературой и, продолжая работать адвокатом, сочиняет
водевили и комедии. "Исповедь Клода", - доводит он до сведения читателей "Л'Эко
де Буш дю Рон", - посвящается хорошо известным нам гг. Полю Сезанну и Ж. Б.
Байлю, которые тоже находятся на пути к тому, чтобы создать себе имя: один в
науке, другой в искусстве".
К сожалению, новый роман Золя встречает далеко не такой горячий прием, какой в
прошлом году был оказан его сборнику "Сказки Нинон". Критика находит
омерзительным реализм "Исповеди" и, хуже того, обвиняет этот роман в
безнравственности, считая его общественно опасным. Власти бьют тревогу. По
приказу прокурора у Золя, который уже успел переехать на бульвар Монпарнас, 142,
производят обыск. Ворошат его прошлое. Наводят о нем справки в фирме Ашетт. И
все же в донесении министру юстиции генеральный прокурор департамента Сены
приходит к выводу, что для преследования этого романа как противоречащего
принципам общественной морали оснований не имеется.
Дело улажено. Однако не вполне. Положение Золя в фирме Ашетт стало щекотливым.
В
конце января Золя мужественно подает заявление об уходе. Отныне единственным
источником существования послужат ему литература и журналистика.
До Сезанна, несомненно, доходят лишь слабые отзвуки этой мышиной возни.
Несомненно, что статьи Ру и Маргери Сезанн лишь бегло просмотрел. Честолюбивая
напористость Золя, со всем, что есть в ней узкоматериального, по-прежнему
совершенно чужда Сезанну. Ему, благодаря отцу конечно, не приходится, подобно
Золя, думать о завтрашнем дне. Застрахованный от превратностей жизни, он может,
отметая все, что не является живописью, отдаться жестокой внутренней борьбе,
направить все силы на достижение более отдаленных целей. Придет день,
провозглашает он, "когда одна-единственная оригинально написанная морковь
совершит переворот в живописи".
У его друга Мариона появился новый знакомый. Генрих Морштатт - отец послал его
в
Марсель обучаться искусству ведения дел - молодой немец лет двадцати, страстный
любитель музыки и горячий поклонник Вагнера. В конце декабря Сезанн и Марион
приглашают Генриха приехать на рождество к ним в Экс и попотчевать их
несколькими отрывками из произведений великого, но непризнанного композитора.
Сезанн хочет в ближайшие дни, как только почувствует себя внутренне
подготовленным к тому, довести до благополучного конца картину, озаглавленную
им
в честь Вагнера "Увертюра к "Тангейзеру".
|
|