|
Музыкой и живописью этот мальчик интересуется не менее живо; он и сам немного
пишет в часы досуга; личность Сезанна и его работы вызывают у Мариона чувство
огромного восхищения. В Сезанне он угадывает силу. И верит, что в тот день,
когда художник сумеет эту силу подчинить воле, он будет на пути к тому, чтобы
стать одним из величайших художников эпохи. Покоренный пафосом сражения,
которое
в данное время его старший друг дает самому себе, Марион в свободное время
сопутствует ему в долгих блужданиях; поставив свой мольберт рядом с мольбертом
Сезанна, он почтительно, как младший брат, прислушивается ко всему, что тот
говорит о живописи, а на обратном пути, в свою очередь, объясняет ему, какие
законы способствовали образованию провансальской почвы и что определило ее
структуру.
В конце октября Сезанн получил экземпляр только что вышедшего сборника "Сказки
Нинон". Золя в Париже лезет из кожи вон, чтобы как можно лучше использовать
образовавшиеся у него связи, круг которых, как он незадолго до того писал
Валабрегу, он старается все больше и больше расширить. Мариус Ру, бывший
однокашник Золя по пансиону Нотр-Дам, а ныне парижский журналист, берется через
"Ле Мемориаль д'Экс" оповестить мир о достоинствах "Сказок Нинон". Кстати
сказать, критика в общем довольно благосклонно отнеслась к этому произведению
из
жанра "милых" и безобидных.
Вся экская молодежь, знающая Золя лично или понаслышке, все юнцы, которых
лихорадит от желания поскорее очутиться в столице, чтобы, в свою очередь,
попытать счастья, - все прямо глотают "Сказки". С упоением читает эту книгу на
уроках риторики, пряча ее под словарь, ученик коллежа Поль Алексис...
Наконец-то
один эксовец пробил себе дорогу; один эксовец уже создает себе имя! Завоевание
Парижа началось!
А Сезанн в Жа де Буффане как проклятый бьется над задачам, которые ставит перед
ним искусство живописи, и в муках творчества исступленно ломает кисти.
* * *
В начале 1865 года, после шестимесячного пребывания в Эксе, Сезанн снова в
Париже.
На этот раз он покидает левый берег и поселяется на самом краю квартала Марэ,
на
улице Ботрейи, 22, в особняке Шарни. Этот старый особняк XVII века, населенный
бедным людом - мелкими служащими, ремесленниками, - внешне еще очень хорош.
Фасад его не лишен внушительности. Довольно красивая, окрашенная в
темно-зеленый
цвет дверь открывается в сводчатый коридор, где виднеются остатки деревянных
панелей. Сезанн приютился под самой крышей, в мансарде, на пятом этаже, куда из
глубины двора ведет лестница. Сказал ли кто ему, что в этом доме за шесть-семь
лет до того жил Бодлер? Бодлер - в 1857 году ханжи возбудили против него
нелепый
процесс об оскорблении общественной нравственности - один из любимейших поэтов
Сезанна, читающего в подлиннике Вергилия и Лукреция; благодаря необычайной
памяти (он знает наперечет все, что хранится в различных музеях Европы, хотя
никогда в них не бывал) он может прочесть наизусть весь сборник "Цветы зла"[59
-
Согласно отметкам, сделанным рукой Сезанна в том экземпляре сборника "Цветы
зла", который художник преподнес Лео Ларгье, любимыми поэмами его были: "Факел",
"Идеал" (откуда и взяты цитируемые выше стихи)", "Sed non satiata", "Падаль",
"Кошки", "Радостная смерть" и "Вкус небытия".].
Нет, нашим женщинам, виньеточным сиренам,
Столетья пошлого испорченным плодам,
В высоких башмачках и в юбке с модным треном,
Я сердца, мрачного, как бездна, не отдам.
Пускай щебечущих красоток золотушных,
Поэт хлорозных дев, рисует Гаварни, -
Цветы, возросшие в оранжереях душных,
Мой рыжий идеал не заслонят они.
Вам, леди Макбет, вам, великой в преступленье,
Могу я посвятить моей души стремленье,
Вам, кинутой в снега Эсхиловой мечте.
Могу тебе, о Ночь, дивиться неустанно,
Дочь Микеланджело, изогнутая странно
В доступной лишь устам Гиганта наготе.
|
|