|
Незадолго до того один ее поклонник, морской офицер, сделал ей предложение. Но
родители не дали согласия на этот брак. Девушка покорилась. Мария - тяжелые
черты лица отнюдь не красили ее - перезрела, стала чертовски благочестивой, не
пропускала ни одной службы, да так и закисла в святости и безбрачии. За
неимением мужа она испытывает свою оставшуюся без употребления власть на брате
и
сестренке Розе, которой только десять лет. Сезанн брюзжит. Что такое его семья?
"Самые противные существа на свете и в довершение всего надоедливые". Не
понимая
ни его, ни живописи, они в своей всепоглощающей любви прощают ему эту страсть,
словно какую-то прихоть, каприз избалованного дитяти.
Сезанн бежит из дому. Он проводит время то в музее, где вновь и вновь
разглядывает свои любимые полотна: "Игроки в карты", приписываемые Луи Ленену,
картины Гране или же автопортрет Пюже - глаза, полные безнадежной печали,
высокий, открытый лоб с несколькими упавшими на него прядями волос, две
глубокие
складки в углах губ. То носится по полям и лугам в окрестностях Экса или шагает
без устали до самого Эстака, где мать его с незапамятных времен снимает у
рыбаков домик на площади де л'Эглиз.
Море так близко, что осененная платанами площадь террасой выступает над ним; по
обе стороны церкви, выложенной по фасаду кирпичом, тянутся одноэтажные домики.
Место это, весьма характерное для Прованса, полно очарования. Сезанн очень
ценит
его за тишину. Он здесь один, ему здесь хорошо.
Но чаще всего Сезанн запирается в Жа де Буффане. Жа стало его владением. Он
окончательно отвоевал большую гостиную и продолжает украшать ее стенной
росписью; порою, вдохновившись какой-нибудь гравюрой из книг по искусству, он,
во много раз увеличив, воспроизводит ее на одной из стен.
В мастерскую Сезанн никому не позволяет совать нос. Здесь неописуемый кавардак,
кругом разбросаны пустые тюбики из-под красок, старые, негодные кисти,
незаконченные или же продырявленные полотна. В мастерской художник проводит
долгие часы, целые дни в попытках придать форму преследующим его видениям.
Работает он понемногу и на природе, но работать на природе ему не так интересно,
как выражать свой собственный мир. Это ему никак не удается, и он мучается,
стремясь передать то, что чувствует, проявить всю силу обуревающих его
страстей;
с грубой яростью возводит он здание своего полотна, фактуру которого лепит до
тех пор, пока не добьется почти скульптурного рельефа. Как пахарь перед новью,
так он перед живописью: никто не посвятил его в ее тайны. У него не было ни
одного учителя, если не считать Жибера. Своим умом должен он до всего дойти,
все
открыть. Нет у Сезанна и того опыта, при котором рука идет как бы сама собой.
Нет у него ничего, что могло бы облегчить ему эту яростную борьбу. Страшное
ученичество! Он вынужден измышлять живопись. Порою эти почти бесплодные усилия
вызывают в нем такой приступ отвращения, что он злобно кидается на свое полотно,
рвет его на куски и ударом ноги отшвыривает в угол мастерской и начинает все
сначала. Начинает сначала и только еще пуще беснуется.
Сезанн видится с очень немногими товарищами: Солари, Маргери - он теперь
адвокат, Анри Гаске - теперь булочник, Валабрег, которого Золя не перестает
тормошить, торопя поскорее переехать в Париж. "Я боюсь за вас, - пишет он ему,
-
боюсь плачевного влияния окружающей вас среды". Встречается Сезанн и с одним
юным естествоиспытателем, Фортюне Марионом, нередко сопровождающим его на
прогулках.
Наделенный необыкновенно гибким умом, врожденной склонностью к естественным
наукам, Марион с раннего детства увлекается всякого рода раскопками. Кое-какие
открытия, сделанные им под Эксом, привлекли внимание местного ученого Гастона
де
Сапорта и профессоров марсельского факультета естественных наук; пораженные его
талантом, они в 1862 году назначили его препаратором при кафедре естественной
истории. Это было два года назад - в то время Мариону шел семнадцатый год[58 -
Марион родился в Эксе 10 октября 1846 года.].
За эти два года Марион успел получить степень бакалавра; сейчас он готовится к
экзамену на степень лиценциата и собирает материал для двух дипломных работ на
темы: древнейшие поселения в Буш-дю-Рон и фауна Прованса четвертичного периода.
|
|