|
двести франков. Растроганный Золя с жаром берется за перо.
Свой вертеп на улице Суффло Эмиль давным-давно оставил. С тех пор он уже успел
один или два раза переменить местожительство. В июле он снял трехкомнатную
квартиру в доме № 7 по улице Фейантин. Из потребности в дружбе и теплом
единении, из потребности быть окруженным, как отец детьми, людьми, которые
одинаково мыслят, горят одними и теми же желаниями, он взял за правило каждый
четверг собирать у себя за ужином всех своих приятелей. Приходи кто хочет: всем
найдется место за столом. Парижские друзья - Сезанн, Байль, Шайян, Гийеме,
Писсарро - и приезжие из Экса постоянно встречаются на этих трапезах. Кормят
тут, разумеется, не до отвала, а вино никому не возбраняется разбавлять водой
по
своему усмотрению. Но веселятся здесь вовсю. Споры идут своим чередом. Что для
гостей дома сего земная пища, когда они изголодались по успеху и "славе", как
утверждает сам Золя. Искусство, литература, эстетические теории - вот
единственные темы, которые они обсуждают, подогревая свое честолюбие, делясь
мечтами, в беспредельном упоении заражаясь один от другого шумной
восторженностью. В такие вечера, в такие ночи - ужины затягиваются допоздна -
Золя весь расцветает. Для него эти шумные трапезы своего рода ночное
бодрствование накануне боя, а вся эта сутолока как бы предвестница грядущей
победы.
В один из четвергов Байль и Сезанн приходят на улицу Фейантин в сопровождении
юного земляка, с которым они в свое время встречались под платанами экского
Бульвара. Он из зажиточной семьи, ему девятнадцать лет. Учился он сперва в Эксе,
затем в Париже, потом снова в Эксе, но всегда и везде блестяще. Однако он никак
не решит, какую профессию ему избрать. Единственное, к чему его влечет, что его
занимает, - это искусство и литература, анализ художественных произведений и
человеческих характеров, а главным образом поэзия (им сложены десятки сонетов,
стансов и вообще множество стихов). Время от времени, стремясь окунуться в
столичную атмосферу, он ненадолго приезжает в Париж. Своей созерцательной,
несколько женственной натурой Антони Валабрег - таково имя этого юноши - с
первой же минуты понравился Золя. Он заклинает его поскорее переселиться на
берега Сены, чтобы тут вступить в схватку, начать сражение бок о бок с Сезанном,
Гийеме, Писсарро - "все в одной упряжке", - как говорит Золя, бок о бок со
всеми, у кого голова идет кругом от надежд, со всеми, кто по-братски держится
за
руки. Чем их будет больше, тем лучше, ведь они собираются завоевать Париж! Ибо
завтра, Золя торжественно в том клянется, этот великий, огромный, ревущий Париж,
где ни на минуту не смолкает жизнь, будет ими поставлен на колени.
Вечер кончился, ушел последний гость, Золя открывает окна: пусть выветрится
густой дым трубок; вдыхая ночную свежесть, он, сияя радостью, взором Растиньяка
окидывает с высоты четвертого этажа уснувший город.
* * *
1863 год на исходе. Сезанн работает не покладая рук. Он зачастил в Лувр: это
его
школа. В те времена Лувр посещало много копиистов; вся большая галерея сплошь
была заставлена их мольбертами. Сезанн иногда тоже приносит с собой мольберт,
но
чаще всего он приходит сюда размышлять перед великими творениями и
ограничивается тем, что делает беглые зарисовки. Между прочим, не меньше, чем
произведения живописи, приковывает его внимание скульптура, в особенности
монументальные поэтичные композиции того же Микеланджело или Пюже. "Вот уж от
кого разит чесноком, так это от Пюже!"; "В творениях Пюже чувствуется мистраль;
это он дает движение мрамору". Всю зиму Сезанн копирует картину Делакруа "Ладья
Данте". "Возможно, он хочет таким образом воздать должное старому мэтру, гению,
который недавно, на шестьдесят шестом году жизни, скончался в полном
одиночестве"[51 - Делакруа умер 13 августа 1863 года.]. Дань немого и горячего
преклонения. Человек умер, но дело его живет. Делакруа навсегда останется
незабываемым образцом.
Сезанн работает не покладая рук. "Волосы и борода у меня длинные, да вот талант
короткий. Что тем не менее не отваживает меня от живописи", - пишет он Нума
Косту в начале 1864 года. Нума Косту не повезло, на жеребьевке он вытянул
несчастливый номер: семь лет придется ему провести на военной службе; Сезанн
|
|